За последние несколько дней заявления России и ее союзников относительно запрещённого "Талибана"* и событий, происходящих в Афганистане, сделали крутой разворот. Через полтора года после победы движения и изгнания американцев Россия признаёт их опасными для себя и всего региона, чему было посвящено на прошедшей неделе совещание секретарей советов безопасности стран ШОС по проблематике Афганистана.
После него начались заявления. Глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода сообщил, что республика может задействовать силы ОДКБ в случае нападения боевиков из Афганистана.
О разочаровании тем, как движение "Талибан" справляется с ситуацией в стране, заявил спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов.
«Движение проделало большую работу, выгнав американцев и все марионеточные правительства. Но оно не научилось управлять государством», – заявил Кабулов, предположив, что движение может быть свергнуто конкурентами. О невыполнении талибами своих обещаний заявил посол РФ в Таджикистане Семен Григорьев.
И наконец, начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил, что Афганистан превращается в главный плацдарм терроризма в Центральной Азии. Ответственность за эскалацию в регионе, и особенно на границах Таджикистана, он возложил на "Талибан", с согласия которого «в Афганистане действуют 20 тыс. боевиков различных террористических организаций, среди которых самая многочисленная «Вилаят Хорасан»* – 6,5 тыс. человек, «Аль-Каида»*, ИДУ* (Исламское движение Узбекистана*), другие». А теперь появилась серьёзная военная угроза для Таджикистана, на которую ОДКБ гарантирует отреагировать.
Сидоров проанализировал деятельность "Талибана", который не смог сформировать инклюзивного правительства, прекратить национальное и религиозное притеснение, задаваить наркотрафик и торговлю оружием. Зато в стране стали систематическими жестокие теракты, усиливаются конфликты между фракциями самого движения, деградирует экономика при сложнейшей гуманитарной ситуации. Даже Узбекистан прекратил ж/д перевозки в Афганистан из-за систематического невыполнения принятых на себя Кабулом обязательств по техническим работам.
Как государственники талибы оказались несостоятельными. Более того, неплохо справляясь с военно-полевым противостоянием западной группировке и боевикам местного филиала ИГ в контролируемых ими провинциях, теперь "Талибан" сам стал объектом нападения, эффективно противостоять которому из-за слабости государственных институтов он не может.
Талибы не смогли воспользоваться искренней благосклонностью и желанием к мирному сосуществованию с соседями и РФ. Для них это была очередная дойная корова.
И еще, разумеется, потерпев здесь поражение, Запад не ушёл навсегда, а остался для формирования здесь «управляемого хаоса» с учетом того, что талибы стали примером реального прихода к власти религиозных группировок, то чего не получилось у ИГ.
У исламистов в регионе создана сетевая модель, с которой проще работать и эмиссарам Запада, который параллельно плотно и плодотворно работает и с т. н. антиталибским движением, четко ориентированным на Запад.
Тактически союз ИГ с «западниками» невозможен, но боевые подразделения есть у всех и сегодня, они реально угрожают Таджикистану, что есть часть глобального плана дестабилизации, за которым опять начнется война всех против всех. В этой ситуации Россия, так долго наблюдавшая за талибами и способствующая их стабилизации, явно не будет выбирать лишь одну сторону пассивную и теперь уже тоже опасную.
Потому ещё до нынешней жёсткой риторики в Москву на пятый раунд консультаций силовиков и дипломатов Центральной Азии представителей талибов не пригласили, хотя они хотели. Но Москва и её союзники тоже хотели мира на южных границах. Теперь они готовы и будут этот мир поддерживать.
Соб. корр. ФСК