1 марта госекретарь США Энтони Блинкен побывал в Ташкенте, где встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Официально все происходило сухо и протокольно. «В ходе встречи был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов повестки двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, инвестиционной, образовательной и культурно-гуманитарной сферах, а также ключевые аспекты регионального взаимодействия».
Конечно, речь шла о необходимости наращивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, о необходимости расширить присутствия ведущих американских компаний на рынке Узбекистана и т. д.
Разумеется, госсекретарь подчеркнул решительную приверженность США поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Узбекистана, подчеркнул роль Ташкента в вопросах мирного урегулирования в Афганистане, высоко оценил проводимые демократические реформы и особенно «большой прогресс в области обеспечения прав человека и гендерного равенства и развития институтов гражданского общества».
По аналогии с выступлением в Астане он похвалил Ташкент за принятие и российских релокантов, и гуманитарную помощь, отправляемую на Украину.
Однако, дабы в Ташкенте не забывали, «кто в доме хозяин», Блинкен обратил внимание, что держит руку на пульсе местных противоречий, и заявил, что США ждут «полное и открытое расследование утверждений о нарушениях прав человека со стороны правоохранительных органов во время июльских беспорядков в Каракалпакстане». Чтобы Мерзиёев знал, что только Вашингтон знает, где выполняют права человека, а где нарушают.
И конечно, Блинкен говорил то, зачем он приехал: о российской агрессии и санкциях, ведь «Центральная Азия больше всего пострадала от российского вторжения в Украину» и «российское вторжение порождает в регионе все более широкое чувство незащищённости».
«Я думаю, что люди в Центральной Азии глубоко понимают, почему важно защищать принцип суверенитета, независимости и территориальной целостности, и один из способов, которым мы противостоим этому – это попытка возложить на Россию некоторые издержки за агрессию в надежде, что она остановит войну, передумает, прекратит агрессию и закончит войну, которую начала», – объяснил он навязываемые миру санкции.
Но тут же заявил: «Мы пытаемся тесно сотрудничать со странами, в том числе в Центральной Азии, чтобы помочь им точно понять, что требуется, а что нет в рамках санкционной политики. У вас могут быть давние деловые отношения, и для их прекращения требуется время. Поэтому мы даем компаниям время сделать это или как мы это называем, период свертывания. И есть случаи, когда мы предоставляем лицензии для продолжения бизнеса, несмотря на санкции».
На пресс-конференции:«Слушайте меня,бандарлоги!»
На итоговой пресс-конференции Блинкен и вовсе стал советовать местным и приезжим журналистам и блогерам необходимость противостоять российской пропаганде.
Отвечая на вопрос блогера Никиты Макаренко о том, как в Узбекистане изменить мнение населения, сформированное российской пропагандой, и как США могут помочь Узбекистану в этом плане, Блинкен сказал: «Наличие сильных, активных и обладающих всеми ресурсами местных СМИ – это один из вопросов, которые мы обсуждали сегодня, в том числе с президентом Узбекистана. В частности, для того, чтобы бороться с дезинформацией, поступающей из России или из любого другого источника».
А потому лучшим ответом на пропаганду Москвы госсекретарь считает «создание максимально благоприятных условий для действительно свободных, независимых, открытых СМИ», часть из которых, собственно, и присутствовали на пресс-конференции и которых за это и за другое Блинкен и американские фонды щедро одарят звонкой монетой.