За последние три года число выпускников средних школ, поступающих в университеты, по данным Бюро трудовой статистки США (U.S. Bureau of Labor Statistics – BLS), упало с 66% до 62%, минимума за 20 лет.
В целом по стране прием в бакалавриат упал на 8% с 2019 по 2022 год, причем снижается даже после возвращения к очным занятиям. Спад числа поступающих в колледжи (учебные заведения с программой бакалавриата) с 2018 года является самым резким за всю историю наблюдений.
Одной из основных причин нежелания выпускников средних школ продолжать образование в колледжах и университетах стал рост стоимости обучения.
В 2019 году размер рынка всех образовательных услуг в США составил $1,62 трлн, и почти во столько же оценивался объём задолженности по студенческим ссудам — $1,54 трлн., причём студенческие займы превышали долги по потребительским и автокредитам.
Большинство опрошенных телеканалом CNBC студентов, которые брали образовательные кредиты, впоследствии жалели об этом: «Почти треть студентов занимают деньги у федерального правительства, чтобы оплатить обучение в колледже. Это около 43 миллионов американцев, которые должны непогашенных студенческих кредитов на общую сумму почти 1,6 триллиона долларов».
За последние 15 лет средняя стоимость обучения в США росла значительно быстрее индекса потребительских цен и выросла на 50%, общая сумма студенческих долгов за тот же период увеличилось в пять с лишним раз. Сейчас размер студенческого долга в США достиг более $1,5 трлн. и продолжает расти.
Люди вынужденно прекращают откладывать пенсионные накопления, отказываются от покупки жилья и даже медицинской помощи ради погашения студенческих ссуд.
43 миллиона должников по студенческим кредитам - это провал системы платного образования в США. Непонятно, зачем учиться, если окажешься на всю жизнь в кабале?
Ко многим американцам приходит понимание бесполезности астрономических затрат на получение высшего образования, уровень которого в последние десятилетия серьезно снизился, особенно в естественнонаучных дисциплинах. Великий российский математик академик Владимир Арнольд в свое время по этому поводу заметил, что американские студенты (не школьники!) не умеют без компьютеров обращаться с дробями.
Бывший глава ФРС США Алан Гринспен в книге «Капитализм в Америке» обращает внимание на падение уровня подготовки высококвалифицированных кадров в американских университетах и колледжах, что угрожает потерей лидирующего положения Америки в мире.
«С 1980 г. Соединенные Штаты утратили преимущество в сфере образования и педагогики… В настоящее время Соединенные Штаты занимают 11-е место среди развитых стран по проценту учащихся, окончивших среднюю школу. Америка упала с первого места в мире по доле 18–24-летних, посещающих колледж, на низкое 15-е. Количественные показатели, которые демонстрируют США, становятся еще более удручающими, если оценивать непосредственно уровень образования, а не количество лет, потраченных на его получение. По результатам тестов Международной программы ОЭСР по оценке успеваемости учащихся (PISA) за 2013 г. американцы в возрасте 15 лет заняли 17-е место по чтению, 20-е – по естественнонаучным дисциплинам и 27-е – по математике», – пишет Гринспен.
В октябре прошлого года учредитель и владелец информационного агентства Bloomberg Майкл Блумберг заявил о провале системы образования в США. Одного из самых богатых людей Америки возмутило, что вместо того, чтобы «требовать от средних школ большей ответственности, колледжи снижают ожидания от выпускников», занижая проходной балл.
При этом оценки по математике и чтению в четвертом и восьмом классах демонстрируют «катастрофическое снижение», как следует из данных Национального оценивания образовательного прогресса (NAEP). За последний год доля тестируемых, которые не достигли ни одного контрольного показателя по четырем предметам (чтение, английский язык, математика и естествознание), выросла с 38 до 42%. За исключением азиатских студентов, результаты тестирования подростков всех рас показывают худшие результаты, чем в 2017 году. Лишь четверть (22%) всех поступающих в колледжи достигли контрольных показателей теста ACT.
«Система государственных школ США не в состоянии подготовить большинство учащихся к колледжу и карьере, и проблема усугубляется. Однако колледжи и университеты делают вид, что не замечают этого. С 2020 года количество колледжей, которые перестали требовать от абитуриентов предоставления результатов ACT или SAT [Scholastic Aptitude Test], почти удвоилось и превысило 1800, включая многие из самых отборных колледжей страны», – говорит Майкл Блубмерг.
Однако ситуация в американских школах гораздо хуже, чем представил ее Блумберг. Большинство школьников Америки не умеет читать и считать, сообщает Fox News. По данным Департамента образования штата Иллинойс, за 2022 год в 55 государственных школах Чикаго ни один ученик не владеет ни математикой, ни чтением. По всему штату в 53 школах не было ни одного ученика, хорошо разбирающегося в математике; еще 30 школ сообщили об отсутствии учащихся, умеющих хорошо читать.
Понимая, что, если не снизить проходной балл, набрать необходимое для выживания число платных студентов невозможно, колледжи принимают, по сути, неграмотных выпускников средних школ. Превратить их в высококлассных специалистов невозможно. Об этом и печалятся Гринспен и Блумберг.
Растущий отказ американцев получать высшее образование связан и с захлестнувшей Америку политизацией высшей школы и навязыванием расово-гендерной повестки в учебных программах. Многие из выпускников средних школ – белые мужчины, которых не радует перспектива введенных во многих кампусах обязательных покаяний за «белые привилегии».
Америка продолжает свой путь к утрате мирового лидерства.
Фото: REUTERS/Evelyn Hockstein