Варшава намерена требовать от Берлина репарации за ущерб во Второй мировой войне и уже обратилась за содействием к международным структурам и пятидесяти странам Европейского союза, Совета Европы и НАТО. Замминистра иностранных дел Польши Аркадиуш Муларчик сообщил, что к практическим шагам Варшава приступит позже, а пока проводит серьёзную информационную работу.
Официально вопрос о репарациях был закрыт в 1953 г. подписанием соглашения между Польской Народной Республикой (ПНР) и Германской Демократической Республикой (ГДР). Федеративная Республика Германии (ФРГ) в выплате репараций не участвовала, так как не имела дипломатических отношений с социалистической Польшей.
Теперь Варшава, рассчитывая получить солидный куш, заявляет, что подписать отказ от репараций в 1953 году ей пришлось якобы под давлением Советского Союза и с нарушением регламента, а значит, Германия должна платить ей ещё. Польша спешит вырвать у немцев деньги и не может толком определить общий объём ущерба, нанесённого немцами. Назывались суммы 6,22 млрд. злотых (почти $1,5 млрд.) и $1,32 трлн. «Это вопрос не месяцев, а нескольких десятков лет», – подчеркнул Муларчик.
Москва действительно посредничала в переговорах Варшавы и Берлина, но соблюдала политический и финансовый баланс, чтобы не ввергнуть население освобождённой Германии в социально-экономический кризис.
Благодаря посредничеству СССР Польше по итогам войны отходили «западные кресы» (kresy zachodnie) со всем их имущественным и промышленным потенциалом. Это земли Померании, Силезии и ⅔ Восточной Пруссии, которые принадлежали немцам, но которые Польша считала своими. Эти земли составляли 24% тогдашней территории Германии и сегодня являются одними из самых развитых польских воеводств.
Когда бывший премьер-министр эмигрантского правительства Польши Миколайчик упрекнул Москву в том, что часть имущества была уже передана оттуда СССР в качестве репараций, министр иностранных дел Молотов уточнил: стоимость переданного имущества составляет всего $500 млн., остальное достанется Польше. Дополнительно Москва обязалась передать Варшаве 15% от стоимости всех репараций в пользу СССР и 15% от всего имущества, находящегося в западной части Германии. Со складов советской армии полякам передали большое количество трофейных инструментов, военной, гражданской и рабочей техники. Польша получила также морские и речные суда.
В 1975 г. Берлин выплатил 1,3 млрд. марок полякам, работавшим на госсектор Третьего рейха, но оставшихся без пенсионных выплат. С 1992 по 2006 год Германия выплатила компенсации гражданам Польши, признанным пострадавшими от нацистского режима.
Если Варшава в 1953 г. отказалась от дальнейших репараций якобы под давлением СССР, почему в 1990 г., когда советское государство находилось на грани распада, а капиталистическая Польша уже перестала быть союзником Москвы, польские власти снова зафиксировали отказ договором об окончательном урегулировании вопроса о репарационных выплатах, подписанным главами МИД Польши, СССР, ГДР, ФРГ, Великобритании, США и Франции?
Участие в подписании документа западных союзников Польши указывает на то, что он был ими одобрен и не мог быть подписан под давлением СССР.
В 1991 году Варшава подписала ещё одно соглашение на ту же тему, на этот раз уже с объединённой Германией, что тоже исключает давление со стороны Кремля. В ходе переговоров польской стороной не было сказано ни слова о том, что в 1953 Советский Союз лишил Польшу свободы действий в этом вопросе.
Тему дополнительных репараций от Германии правящая польская партия «Право и справедливость» поднимает всякий раз, когда хочет повысить в обществе градус патриотического угара. Тема репараций позволяет Варшаве морально нивелировать стремления Берлина к лидерству в Европе и ратовать за укрепление англосаксонского присутствия на континенте. Наконец, репарации – удобный инструмент денежного обеспечения польского государства на годы вперёд в условиях замедления темпов роста экономики ЕС и сокращения финансовой помощи от Брюсселя.