Намерение НАТО открыть офис связи в Токио и отразить в совместных документах укрепление сотрудничества с Японией в сфере безопасности свидетельствует о начале не только фактического, но и юридического превращения Североатлантического блока в глобальный.
«Данное представительство позволит военному альянсу проводить периодические консультации с Японией и ключевыми партнёрами в регионе, такими как Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, на фоне появления нового вызова в лице Китая. Наряду с этим внимание традиционно будет уделяться и России», — пишет газета деловых кругов Японии «Нихон кэйдзай симбун». Подписать соглашение о новой партнёрской программе планируется до саммита альянса в Вильнюсе 11-12 июля.
Эти планы прокомментировала пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску: «У НАТО нет более близкого или способного партнёра, чем Япония. Мы разделяем одни и те же ценности, интересы и проблемы, включая поддержку Украины…»
В 2022 году премьер-министр Японии Фумио Кисида стал первым главой японского правительства, принявшим участие в саммите НАТО. После этого японский МИД создал отдельную миссию при альянсе, отделив её от японского посольства в Бельгии, что означало повышение её статуса.
О единстве с Японией и другими странами-сателлитами США в АТР в борьбе с Россией и Китаем говорил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. В начале апреля он объявил, что НАТО активизирует сотрудничество с партнёрами в регионе — Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией и Австралией. «То, что происходит в Европе, имеет значение для Азии и Индо-Тихоокеанского региона, а то, что происходит в Азии и Индо-Тихоокеанском регионе, — для Европы», — заявил Столтенберг.
«Азиатско-Тихоокеанское пространство несколько десятилетий развивалось на основе инициатив АСЕАН, вокруг которых сложилась инклюзивная, открытая и равноправная структура безопасности и сотрудничества. Это пространство сейчас пытаются освоить США и их союзники, а также Североатлантический альянс. Недавно была выдвинута концепция Индо-Тихоокеанских стратегий, в рамках которой продвигаются форматы, отнюдь не открытые для всех желающих. Более того, они конкурируют с инклюзивными структурами, созданными вокруг АСЕАН, и предполагают милитаризацию этого региона с очевидной нацеленностью на сдерживание Китая и российских интересов в АТР»,
— подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров. Министр отметил, что одним из примеров такой линии стало создание партнёрства AUKUS (блок США, Великобритании и Австралии).
Об этом же говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу в рамках недавнего совещания глав военных ведомств стран-участниц ШОС в Нью-Дели. Шойгу обратил внимание на то, что создаваемые США блоки QUAD (объединение США, Японии, Австралии и Индии) и AUKUS активно сращиваются с НАТО.
На подрывную роль глобального НАТО обращают внимание и в Пекине. Продвижение Североатлантического альянса на восток приведёт к нарушению стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин. Дипломат подчеркнула, что Азия не должна становиться ареной геополитической борьбы.
В связи с намерением Токио объединить свои силы с НАТО в борьбе против России и Китая хотелось бы напомнить японским политикам их печальный опыт единения с нацистской Германией и фашистской Италией. Тогда тоже прикрывались словами о «мире и безопасности».
25 ноября 1936 г. в Берлине правительствами Японии и Германии был подписан Антикоминтерновский пакт, вторая статья секретного приложения к которому гласила: «Договаривающиеся стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения». Вопрос о заключении предложенного Москвой советско-японского договора о ненападении был тем самым фактически снят с повестки дня.
Обретение союзников на Западе (вскоре к Антикоминтерновскому пакту присоединились Италия и ряд других входивших в орбиту Германии европейских государств) поощрило Японию к расширению экспансии в Китае и дальнейшему обострению японо-советских отношений.
27 сентября 1940 г. в Берлине представителями Германии, Италии и Японии был подписан пакт о политическом и военно-экономическом союзе сроком на 10 лет (Тройственный пакт). Основные статьи пакта гласили: ст. 1. Япония признаёт и уважает руководство Германии и Италии в деле создания нового порядка в Европе; ст. 2. Германия и Италия признают и уважают руководство Японии в деле создания нового порядка в Восточной Азии; ст. 3. Германия, Италия и Япония берут на себя обязательства поддерживать друг друга всеми политическими, экономическими и военными средствами в случае, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и китайско-японском конфликте. Такими неучаствовавшими державами осенью 1940 г. оставались только СССР и США.
Попытка представить пакт как оборонительный не могла ввести в заблуждение. В одной из японских исторических работ указывалось, что в октябре 1938 г. Муссолини писал Гитлеру: «Мы не должны заключать чисто оборонительный союз. В этом нет необходимости, ибо никто не думает нападать на тоталитарные государства. Мы должны заключить союз для того, чтобы перекроить географическую карту мира (выделено нами. – А.К.) Для этого нужно наметить цели и объекты завоеваний».
В японском проекте пакта было сказано, что между участниками переговоров должны быть «выработаны меры на случай вступления Японии или Германии в войну с Советским Союзом». В ходе переговоров 7 сентября 1940 г. японский министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока говорил германскому представителю Г. Штамеру: «Нам необходимо понять, что после окончания войны в Европе Россия останется великой державой. Это будет создавать угрозу новому порядку в Восточной Азии. Япония и Германия должны быть рядом и должны выработать общую политику против России»…
Итог известен. В приговоре Международного военного трибунала для Дальнего Востока отмечалось: «Желание Японии реализовать свои захватнические планы на континенте стимулировало ее политику, направленную на установление более тесных связей с Германией. Оно нашло свое выражение в союзе трех держав, заключенном 27 сентября 1940 года». И это, наряду с другими злодеяниями, вменялось в вину казненным по приговору Трибунала главным японским военным преступникам…