Серьёзные нарушения правил мобилизации, беспредельная коррупция военкомов, злоупотребления командиров, неуставные взаимоотношения подрывают репутацию властей и командования ВСУ. Лишь за последний месяц обсуждают десяток жутких фактов. Экс-нардеп Игорь Мосийчук рассказал детали зверского избиения рядового 14-й ОМБр Анатолия старшим лейтенантом Василием Арийчуком за то, что «зашёл мыться не в ту кабинку душа». Как оказалось, этот офицер совершил в феврале 2023 года смертельное ДТП во Владимир-Волынском.
18 апреля Украину шокировало видео из воинской части в Ивано-Франковске, где командир избивает подчиненного. Подобный случай произошел в Львовском батальоне НГУ, а еще ранее в Житомирской области, где командир учебного центра Виталий Витусевич избил солдата до тяжёлых травм. В марте, оставив записку с жалобами на командиров, застрелился курсант Львовского университета внутренних дел Дмитрий Гульчук, а причины смерти сразу четырёх курсантов учебного центра им. Ярослава Мудрого в Чернигове неизвестны до сих пор.
Не так давно в 35-м ОМБр скептически настроенным солдатам сообщили в телеграм-канале бригады: «Тех, кто испугается идти в наступление, мы прикончим на месте. В новой и сильной Украине нет места для трусов. Сомневающихся мы закроем в танках, чтобы не убежали в трудный момент. Время требует таких действий».
Многим на Украине известен скандал вокруг комбата 46-й бригады с позывным Купол, который поведал The Washington Post не только о больших потерях ВСУ и плохой подготовке новобранцев. Купола понизили в звании, а он сам написал рапорт на увольнение.
Известны сотни подтверждённых случаев, когда командиры подразделений требовали от семей погибших военнослужащих 10 % от положенных выплат. Нередко командиры рот и батальонов зарабатывают на своих подчиненных, предлагая заплатить 10-15 тыс. гривен, чтобы не отправиться на передовую, или около 20 тыс. гривен, чтобы взять положенный по закону отпуск.
О десятках видео-жалоб вэсэушников хорошо известно и большим чинам в Киеве, и широкой общественности. Дело пахнет началом массового неподчинения и протестами семей военных в тылу.
Отдельная неприятная для офиса президента тема - мобилизация. Беспредел работников ТЦК, хватающих и избивающих средь бела дня «добровольно мобилизованных», приводит к десяткам скандалов и судебных разбирательств. Появились случаи активного сопротивления вплоть до избиения военкомов. 28 апреля в Одесской области 29-летний житель села Великий Дальник сообщил нацполиции, что он заложил в здании местного военкомата взрывное устройство, объяснив это попыткой предотвратить мобилизацию своих друзей. Это не первый случай саботажа. А ведь уже дошло до того, что военный, не желавший возвращаться в армию, пристрелил пришедших на его задержание работников СБУ.
Или свежий случай, когда с раненого бойца ВСУ требовали взятку за «тёплое место» в военкомате Новой Одессы.
Другой случай – скандал в Днепропетровске, где хозяйка ресторана возмущается тем, что под видом вручения повесток местный военкомат совместно с МВД пытаются взять ее «под крышу» и организовать сбор дани. Когда она выгнала военкомов, ей предъявили обвинение по статье УК.
После опубликования материалов общественного расследования внезапного обогащения одесского военкома Евгения Борисова, который купил виллу в испанском Марбелье за €3,95 млн и «гелендваген» для поездок к ней, факты о коррупции военкомов потекли рекой. Причем факты известны прокуратуре и ГБР, а военкомы гуляют на свободе.
Вилла одесского военкома в Испании
Разоблачены десятки военкомов в Полтаве, Явориве, Сарнах, Хмельницком, продававшие «непригодность к войне». Пишут, что прибыль одного областного ТЦК больше 5 млн. долл. в месяц, причем деньги идут наличными, а откаты «очищают» у функционеров офиса президента.
В таких условиях на Банковой включили тему «власти с человеческим лицом». И вот уже адвокаты советуют, что лучшей защитой от массовой раздачи повесток является постоянное ношение с собой необходимого пакета документов. А если мусор выносишь или за хлебом пошел, тоже пакет документов брать?
Затем ряд чиновников признали, что «некоторые представители ТЦК в погоне за военнообязанными и призывниками иногда переходят черту дозволенного», а Зеленский дал поручение Залужному отправлять военкомов на фронт. Просчитанный популизм должен сработать, но не раньше, чем появятся реальные военкомы, поехавшие к тем, кого они запаковали на войну.
Кроме того, Верховная рада проголосовала за закон «О внесении изменений в статью 26 закона Украины "О воинской обязанности и военной службе"», освободив от армии тех, чьи близкие родственники погибли или пропали без вести во время действия военного положения.
На фоне отказа вернуть премиальные фронтовые власти попытались заигрывать с военными ещё одним законопроектом, о назначении раненых военных на должности. Замглавы Минобороны Ганна Маляр сообщила: «Раненых, которые не могут выполнять боевые задачи и выведены в распоряжение командиров, будут назначать на другие должности… Вакансий в ВСУ на сегодня в десятки раз больше, чем раненых, которые сейчас ждут назначения».
И всё же можно предположить, что даже при выполнении этих процедур сдвигов не будет.