Недавние попытки ВСУ «опробовать» переправу через Днепр в районе Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), переправившись на скоростных катерах на другой берег двумя диверсионно-разведывательными группами, закончились неудачей. Украинские ДРГ гибли под огнём российской артиллерии. Попыток было несколько, вылазки предпринимались и в других местах, но успеха украинской стороне они не принесли.
В конце февраля Минобороны России заявило, что Украина готовит провокацию против Приднестровья и на границе с не признанной до сих пор Приднестровской Молдавской Республикой. Здесь фиксируется «значительное скопление» личного состава и техники ВСУ. По мнению военных, это может говорить о подготовке к вторжению.
Такую версию подтверждает и «говорящая голова» ВСУ Наталья Гуменюк: «Наши силы сосредоточены вдоль всей границы Приднестровья». По её словам, масштаб сил адекватен «той угрозе, которая гипотетически возможна» со стороны России. В этой лексике отражено лишь то, что мир в зоне застарелого приднестровского конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также десять военных наблюдателей от Украины. Они несут службу на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности.
В этих условиях главное для Киева заключается в том, чтобы застраховать от последствий поражения в Артемовске (Бахмуте). Если избежать этого поражения не удастся, компенсировать его можно попытаться в Приднестровье. Уничтожение российских миротворцев смягчит разочарование заокеанских политиков неудачами ВСУ на других участках фронта. При этом провокация должна быть устроена так, чтобы мир не заподозрил в этом Киев. Ведь статус миротворческого контингента в Приднестровье гарантирован Соглашением между президентами РФ и Молдовы от 21 июля 1992 года.
Наблюдатели ломают голову, под каким предлогом Киев может решиться на эту авантюру. Вряд ли следует ждать от украинских военных изощрённых выдумок вроде немецкой «операции Глейвиц» в 1939 году, которой ознаменовалась провокация Гитлера против Польши. Киев практикует в последнее время пропагандистские заготовки типа «трагедии в Буче». Главное, чтобы мир поверил, что группа обезумевших российских миротворцев ночью пересекла Днестр и вырезала какой-нибудь небольшой населенный пункт на украинской стороне. А там все пойдет по накатанной колее. Исполнители всегда имеются под рукой.
Точно так же непонятно, как будет реагировать Россия, если подобное произойдёт, ведь Приднестровье отрезано от нее по земле и связь осуществляется только по воздуху. Разобраться в ситуации сложно. Дух войны и «реванша» за появление на карте новых субъектов Российской Федерации владеет головами киевских политиков и военных, как и идея нанесения поражения России – сознанием их заокеанских наставников.