Попытки западных лидеров уговорить председателя КНР Си Цзиньпина позвонить в Киев выглядели довольно бессмысленно. 6 апреля Урсула фон дер Ляйен заявила, что Си Цзиньпин уже готов позвонить, 18 апреля уговаривал Си Цзиньпина Макрон. Однако переговорная формула Киева «урегулирование должно начинаться с обязательного вывода российских войск с территории Украины, включая Крым» закрывала все пути к миру. И тем не менее Си Цзиньпин позвонил. Почему?
Financial Times ехидно писала: «В настоящее время есть признаки того, что Пекин начинает получать удовольствие от миротворческого «бизнеса». Китай по праву наслаждается той позитивной оглаской, которой он добился благодаря своей роли в нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Недавно китайцы заняли место председателя на конференции по миру в Афганистане, которая прошла в Самарканде. Пекин даже заговорил о возможности посредничества в палестино-израильском мирном процессе»....
Давайте признаем: с одной стороны, китайские 12 пунктов мирного урегулирования лишь отчасти согласуются с концепцией денацификации и демилитаризации, объявленной Россией. С другой стороны, кто в Вашингтоне позволит Киеву принять мир из китайских рук? Для КНР к тому же готовится тайваньская ловушка. Только теперь вместо снайперских винтовок и грузинских наёмников, как это было в Киеве в 2014 году, в дело пойдут атомные подлодки для Австралии (три дня пути от Перта до Южно-Китайского моря) и 400 ракет Harpoon наземного базирования, которые Тайвань закупает у американской корпорации Boeing.
Однако война китайцев с китайцами – это завтра. А сегодня в Вашингтоне потирают руки, считая, что «умыли» Москву первым пунктом китайского мирного плана. Красная цена телефонного разговора между Киевом и Пекином состояла в том, чтобы произнести, что «суверенитет, независимость и территориальная целостность всех стран должны быть эффективно защищены». Что из этого следует для американского "мира, основанного на правилах"? Возвращение к границам Украинской ССР 1991 года (границам, которые кроились и перекраивались в советскую эпоху неоднократно!).
Любопытно высказался в связи с этим американский Information Clearing House: «Представьте, как президент Си Цзиньпин набирается даосского терпения, чтобы выдержать телефонный разговор с этим актером-поджигателем войны в потной футболке, пытаясь научить его нескольким правилам жизни вместе с обещанием направить китайскую делегацию высокого уровня на Украину для обсуждения «мира». Эта смертельно опасная дипломатическая «победа» Запада скрывает гораздо больше, чем кажется с точки зрения НАТО. В Пекине полностью сознают, что опосредованная война НАТО против России на Украине является неотделимым продолжением американской войны против инициативы «Один пояс, один путь» (выделено нами. – Е.П.).
Действительно, «пояс и путь» прошёл по Украине еще в 2014 году, а с 2018 года в Киеве работает китайский торгово-инвестиционный центр BRI. Китайскими деньгами оплачен проект строительства четвертой линии Киевского метрополитена в 2017 году и четвёртое поколение мобильной связи 4G, установленное Huawei. С 2019 года Китай был главным торговым партнером Украины (14,4% импорта и 15,3% экспорта). КНР экспортировала на Украину машины, оборудование, автомобили, химическую продукцию, импортировала продукты питания, металлы, некоторые механизмы. Noble Agri, китайская «дочка» компании COFCO (Китайская национальная корпорация по производству зерновых, масел и продовольственных товаров), инвестировала в комплекс по переработке семян подсолнечника в Мариуполе и терминал Николаевского зернового порта. В марте 2018 года китайская компания Xinjiang Beiken Energy Engineering, выигравшая объявленный госкомпанией «Укргаздобыча» тендер на бурение 24 газовых скважин в Полтавской и Харьковской областях, приступила к выполнению подрядов.
В июне 2019 года китайская компания Skyrizon объявила о покупке контрольного пакета акций «Мотор Сич». Однако в январе 2021 года Киев наложил санкции на китайские компании, вложившие в «Мотор Сич» 100 миллионов долларов, а в марте был подписан указ о национализации предприятия. Китайские инвесторы выставили Украине иск в 3,6 миллиарда; сделка оказалась в центре торгово-экономического противостояния Китая и США.
Не сбросить со счетов и то, что примерно половина неона, используемого в производстве полупроводников, ещё недавно поставлялась двумя украинскими компаниями: Ingas в Мариуполе и Cryoin в Одессе, и его отсутствие прямо влияет на производство в КНР. Пекин пока не нашел выхода из затруднительного положения.
Наконец, Украина для Китая – перекресток важного торгового коридора, связывающего Западный Китай с Восточной Европой. Пекин не собирается жертвовать концепцией китайской внешней политики на период до середины ХХI века, в которую вложены миллиарды долларов. Киев же, получающий с Запада деньги и оружие, не может поверить, что по китайским векселям ему всё равно придется платить. Если же нет, то может случиться так, что оставшееся от Украины будет разделено между BlackRock, Cargill и Monsanto.