Республика Таджикистан в октябре 2000 года стала одним из соучредителей (вместе с Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном) Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), создаваемого для целей перехода от общего рынка товаров и услуг к более высоким уровням экономической интеграции - формированию Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) постсоветских государств.
Активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС – это часть политики развития, ориентированной на выход из сырьевой отсталости к инновационной экономике, о переходе к которой объявили лидеры России, Беларуси и Казахстана. Руководители этих трех государств, решивших форсировать интеграционный процесс, не дожидаясь готовности остальных постсоветских государств, в том числе Кыргызстана и Таджикистана, к 2011 году завершили создание Таможенного союза и сформировали договорно-правовую основу для построения Единого экономического пространства. Формирование ЕЭП было завершено к 2015 году, и страны-члены ЕврАзЭС перешли к созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования ЕАЭС с 1 января 2015 года. Однако при преобразовании ЕврАзЭС в ЕАЭС руководство Таджикистана приняло решение не подписывать новый Договор и отказаться от продолжения членства в этой международной интеграционной организации, в состав которой в конечном итоге вошли Россия. Казахстан, Кыргызстан, Армения и Белоруссия (статус страны-наблюдателя при ЕАЭС получили Молдова, Куба и Узбекистан).
По оценке Министерства экономического развития Таджикистана, его членство в Таможенном союзе давало гарантию беспошлинного доступа таджикской продукции на рынки стран-членов ТС и предоставляло возможность упрощенного импорта нефтепродуктов, древесины, зерна и других товаров, важных для экономики республики. Россия и Казахстан были основными торговыми партнерами Таджикистана. Основу российского экспорта в Таджикистан составляли горюче-смазочные материалы (ГСМ) и продукция транспортного машиностроения. Россия импортировала из Таджикистана первичный алюминий, хлопок-волокно, драгметаллы, сухофрукты, текстиль и продукцию АПК. Россия была для Таджикистана главным партнером по импорту нефтепродуктов в республику (60%).
Возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС может оказать значительный эффект на развитие его экономики в долгосрочной перспективе. Однако нельзя рассчитывать, что преимущества от этого присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству будут получены автоматически: присоединение к ЕАЭС лишь откроет “окно возможностей”. Основные преимущества будут раскрываться по таким направлениям, как реализация преимуществ общего рынка труда ЕАЭС; раскрытие экспортного и инвестиционного потенциала Таджикистана. Эффект, полученный на этих направлениях, в состоянии обеспечить в среднесрочной перспективе дополнительный рост ВВП Таджикистана на 3,5%.
Актуальной проблемой для республики остаётся нехватка рабочих мест. Недостаток возможностей для трудоустройства и низкие зарплаты вынуждают искать работу за рубежом. Главным достижением Таджикистана в случае его возможной интеграции с ЕАЭС станут преимущества, связанные с его участием в едином рынке труда. Здесь можно ожидать роста не только денежных переводов, но и заработной платы мигрантов в среднем на 10–30%. Денежные переводы трудовых мигрантов составили 23,5% ВВП в среднем за 2010–2021 гг. Большая их часть поступала из России и Казахстана (77% и 6,4% соответственно). Эти изменения в течение пяти лет после присоединения к ЕАЭС могут обеспечить дополнительный приток денежных поступлений в Таджикистан в размере 1,3–1,5 млрд. долл. США.
Что касается раскрытия торгового и экспортного потенциала страны, то Таджикистан обладает большими запасами полезных ископаемых, поставляемых на экспорт. В Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра — Большой Конимансур. Таджикистан богат месторождениями драгоценных камней, урана, золота, угля, алюминиевыми и полиметаллическими рудами. Возможно также увеличение объемов экспорта продукции АПК и легкой промышленности. Внешнеторговый оборот Таджикистана в 2023 году составит, по оцнкам, свыше 7,51 млрд. долл. США (экспорт - 2,3 млрд. долл., рост на 30,4% по сравнению с 2021 годом, а импорт - 5,18 млрд. долл., рост на 22,9%). Таджикистан поддерживает торговые отношения со 109 странами мира. Со странами дальнего зарубежья товарооборот составит 3,6 млрд. долл. (1,57 млрд. долл. - экспорт и более 2,0 млрд. долл. – импорт). В экспорте основными вывозимыми товарами являются минералы и концентраты - 31,4%; алюминий - 6%; электроэнергия - 4,6%; плодоовощная продукция - 2,2%; цемент - 1,9%. Основной объём экспорта приходится на Казахстан - 20,8%, Китай - 15,8%, Турцию - 7,7%, Узбекистан - 7,7%, а также Иран - 4,9%, Афганистан - 4,5%, Бельгию - 4,4% и Россию - 3,8%. В структуре импорта основную долю товаров составляют нефтепродукты - 13,2%; пшеница - 5,3%; легковые автомобили - 4,5%; лесоматериалы - 2,2%; минеральные удобрения - 1,6%. В первую пятерку стран-экспортеров в Таджикистан вошли Россия - 30,6%, Казахстан - 18,5%, Китай - 16,2%, Узбекистан - 7,6%, Турция - 3,3%.
Нереализованные возможности экспорта республики в направлении ЕАЭС составляют около 70 млн. долл. США. В долгосрочной перспективе раскрытие экспортного потенциала Таджикистана в большей степени будет связано с ростом производительности и повышением качества производства, что позволит перейти на новый уровень во внешних поставках продукции. Одновременно привлечение прямых иностранных инвестиций будет способствовать росту совокупной производительности в экономике страны благодаря передаче технологий и повышению конкуренции. Основными секторами, которые извлекут выгоду из вступления Таджикистана в ЕАЭС, станут цветная металлургия, гидроэнергетика, АПК и легкая промышленность.
Вступление в ЕАЭС приведёт к упрощению правил ведения бизнеса и формированию в республике более благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций из государств-членов Союза. Эффекты возможного вступления Таджикистана в ЕАЭС можно будет реализовать настолько полно, насколько удастся снять или уменьшить структурные ограничения экономики республики. Помимо внутриэкономических проблем, необходимо будет решить вопросы транспортной изолированности, обеспечения доступа к рынкам, развития водно-энергетического комплекса и создания благоприятного институционального режима.