10 мая президентом России был подписан Указ об отмене визового режима для прибывающих на территорию Российской Федерации граждан Республики Грузия. Следующим указом снят запрет для российских авиакомпаний на полёты в Грузию, введённый после срыва экстремистами в Тбилиси в 2019 г. заседания Межпарламентской ассамблеи православия.
19 мая последовал первый рейс в Тбилиси авиакомпании «Азимут», встреченный в аэропорту толпой в несколько сотен пытавшихся прорваться в здание экзальтированных горлопанов. Ангажированные журналисты приставали к прибывшим с провокационными вопросами, а президент Саломе Зурабишвили назвала рейс из Москвы «нежелательным». И даже объявила бойкот возобновившей полёты в Россию компании Georgian Airways – там, в свою очередь, пообещали не пускать «главнокомандующую» на борт своих самолётов.
Не успокоилась уроженка Франции, переброшенная при Саакашвили на родину предков (деятелей меньшевистского правительства, покинувших Грузию после её советизации в 1921 году), и потом, фонтанируя идеями о присоединении Грузии к антироссийским санкциям или о введении ограничений для прибывающих в страну «неправильных» россиян.
Грузия – парламентская республика, полномочия президента здесь невелики, но шум госпожа Зурабишвили производит немалый.
Локальные беспорядки минувшей весной транслировались западными СМИ в режиме non stop
Медийный и уличный экстремизм сторонников Единого национального движения, «Европейской Грузии» и других радикальных группировок, требующих понизить уровень отношений с Россией (кстати, с 2008 года посольства в Москве и Тбилиси отсутствуют), здравомыслящим большинством граждан не разделяется. Отмену Москвой визового режима и предложение о возобновлении авиасообщения встретили с одобрением. Один из примеров тающей поддержки «саакашистов» – провал митинга «объединённой оппозиции» 9 апреля.
Возобновление авиасообщения послужит укреплению экономики и принесет пользу грузинскому народу, говорит премьер-министр Ираклий Гарибашвили. На экономическом форуме в Дохе он ответил на критику с Запада по поводу возобновления регулярного авиасообщения между Россией и Грузией. Поблагодарив Вашингтон и Брюссель за всё то, что они сделали для Грузии, Гарибашвили подчеркнул, что у страны есть собственные интересы. Они заключаются в сохранении экономических и торговых отношений с Россией. Поддерживая Киев, в Тбилиси не собираются присоединяться к антироссийским санкциям и не наказывать свой народ; по данным социологических опросов, около двух третей граждан поддерживают нормализации отношений с Москвой.
Ираклий Гарибашвили отличается прагматизмом
«Миллионной диаспоре необходимо приезжать к друг к другу спокойно. Восстановление полётов с Россией – это часть экономических отношений. Это никак не связано с политикой. Очень хорошо, что это облегчит нашим соотечественникам передвижение или ведение бизнеса», – разъясняет глава грузинского правительства. Такая позиция, обусловленная интересами развития таких важных для экономики республики отраслей, как туристические услуги и сельское хозяйство, в полной мере разделяется бизнес-сообществом. 26 мая на встрече российского президента с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» бизнес-посол Грузии Роман Бокерия поблагодарил Владимира Путина за принятое им решение о возобновлении прямых авиасообщений и безвизового режима между Россией и Грузией.
«…Действительно, это было моё решение и мое предложение даже, – ответил российский президент. – Связано это с целым рядом обстоятельств, в том числе и с сезоном отпусков. Хотелось поддержать людей, которые стремятся выстроить нормальные отношения с Россией в самой Грузии, и наш бизнес, да и просто наших граждан, которые любят Грузию, хотят туда приехать, отдохнуть, соприкоснуться с грузинской природой, культурой, кухней и так далее».
Зато реакция части экзальтированной грузинской общественности оказалась для Путина «полной неожиданностью… Я думал, что все скажут: спасибо, хорошо. Нет, там какая-то поднялась совершенно непонятная "буча" по этому вопросу. Очень странно и, честно говорю, неожиданно. Я когда смотрю со стороны, думаю: совсем спятили, что там у них происходит, непонятно». Грузинское руководство «неоднократно ставило вопрос об отмене виз и возобновлении нормальных авиаперевозок, и мы сделали этот шаг навстречу, – продолжил глава государства. – То, что происходит внутри страны – это не наше дело, пускай люди сами решают, по какому пути идти Грузии, как ей развиваться и так далее. Но мы готовы пройти свою часть пути, как я уже сказал, делаем шаги навстречу и будем делать дальше – в зависимости от того, как на это будут реагировать наши партнеры. А то, что это пойдет навстречу бизнесу, я не сомневался никогда».
Помимо «Азимута», разрешение от Агентства гражданской авиации Грузии на полёты по маршрутам Сочи – Тбилиси – Сочи и Москва – Кутаиси – Москва с июня получила российская авиакомпания Red Wings. Кутаисский аэропорт «позволяет осуществлять стыковочные рейсы в Европу, и его можно использовать как транзитный хаб», рассказал агентству РИА «Новости» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. По мнению антироссийски настроенных пропагандистов, это означает, что «Грузия будет в числе стран, помогающих России обходить западные санкции».
22 мая обеспокоенность возобновлением прямого авиасообщения между Россией и Грузией выразил представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер, не исключив, что «компании в грузинских аэропортах могут подвергнуться риску санкций. Сейчас не время расширять взаимодействие с Россией». А через два дня, имея в виду в том числе Грузию, Йенс Столтенберг заявил: ожидаем, что «союзники, не входящие в НАТО, будут придерживаться санкций и не облегчат России финансирование и организацию агрессивной войны против Украины». Тем временем Freedom House сообщил об «историческом снижении уровня демократии в Грузии» за последние 10 лет, а сторонники движения Shame Movement (?) закидали красками и расписали оскорбительными выражениями автобус уральского танцевального ансамбля «Камушки».
В 2019 году ограничение авиасообщения пришлось ввести с целью обеспечения безопасности российских граждан, напоминает депутат Госдумы Сергей Гаврилов: «В Тбилиси тогда нашим туристам находиться было небезопасно, так как там была развёрнута кампания по свержению грузинского руководства, и одним из основных тезисов радикалов был призыв к полному разрыву отношений России и Грузии… Следующим шагом в развитии российско-грузинских отношений станет восстановление дипломатических отношений, обмен послами», что позволит обеспечить взаимную консульскую поддержку: «На возможность такого шага указывает сдержанная позиция Грузии по украинскому вопросу…. Наши народы связывают тесные связи, у нас общие духовно-нравственные ценности, культура». А президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин предлагает «организовать железнодорожный транзит в рамках маршрута Шёлкового пути… по территории Абхазии в Россию…. Железнодорожный транзит… позволит разгрузить пограничный переход Верхний Ларс и уменьшить стоимость доставляемых грузов, увеличив их объём. Учитывая создавшуюся ситуацию с транзитом российских товаров через Турцию, организация такой схемы жизненно необходима».
Цепляясь за эти заявления, на Западе кричат об «опасных закулисных связях между грузинскими властями и Кремлём». Мол, полагаясь на лояльность грузинских властей, Москва может пойти дальше в реализации своих интересов на Южном Кавказе».
Несмотря на получение в июне типового соглашения о «европейской ассоциации», приоритетными торгово-экономическими партнёрами Грузии остаются соседние государства (из них Россия на первом месте). А вот опасность втягивания в вооружённый конфликт в случае следования курсом Запада – совершенно реальна.
«Требования начать войну нам поступали прямо из Офиса президента Украины, – говорит руководитель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе. – …Это был секретарь Совета безопасности, выше которого по должности только президент. Данилов прямо требовал открытия второго фронта. Второй, Подоляк, который до сих пор является главным советником президента Зеленского. Он открыто требовал, чтобы мы начали войну. Важно, чтобы международное сообщество знало, что требуют от нашей страны, в том числе и высокопоставленные украинские чиновники. Это очень тяжело, но эта тяжёлая информация должна быть доведена и до наших международных партнёров».
Украинское присутствие в Грузии весьма заметно
А «западным партнёрам», кстати, это прекрасно известно. Они и хотят ввергнуть грузинский народ в войну. По мере приближения к парламентским выборам в Грузии осенью 2024 года подобных усилий будет всё больше.
На заглавном фото: президент Зурабишвили