Швеция, курды и НАТО

Швеция, курды и НАТО

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Анкара, которая считает многих курдов-эмигрантов, живущих в Швеции, террористами и сепаратистами, требует от Стокгольма принятия против них жестких мер. Иначе Турция откажется согласиться с принятием Швеции в НАТО.

Активная миграция в Швецию началась в 1960-е годы. Сначала это были в основном выходцы из восточной и южной Европы и Латинской Америки. Ближе к концу ХХ века появились переселенцы с Ближнего Востока и Африки. Швеция манила мигрантов социальными льготами: жильём, пособиями, на которые можно было жить, не работая, бесплатным обучением несовершеннолетних. Ручеек превратился в реку: за пять лет (2015-2020) Швеция приняла 160 тысяч мигрантов. Среди них были сомалийцы, сирийцы, чеченцы, афганцы, индийцы, курды.

Пришельцы концентрировались в «своих» анклавах, говорили на своих языках и было не ясно, что от них ждать. Впрочем, вскоре стало яснее: в Швеции ухудшилась криминогенная обстановка. Мигранты пополняли преступные группировки и успешно скрывались среди соотечественников. Полицейские оказывались бессильны.

Особое беспокойство турецких властей вызывают курды, которые начали приезжать в Швецию в 70-х годах. Многие из них развернули политическую деятельность. В Швеции есть несколько депутатов парламента курдского происхождения: Амине Какабавех, Гулан Авчи, Лоуэн Редар, Сара Гилле.  

Недавно курдские активисты – члены «Комитета Рожавы» распространили в соцсетях на фоне шведского парламента материалы с флагами Рабочей партии Курдистана (борется за создание независимого курдского государств; в Турции, США и ЕС её считают террористической организаций). Глава Управления по коммуникациям администрации президента страны Фахреттин Алтун потребовал, чтобы организаторы акции «были привлечены к ответственности и остановлены»

Общий тон заявлений турецких политиков таков: как страна, не препятствующая пропаганде терроризма, может способствовать обороне НАТО?

Анкара считает, что Стокгольм должен принять законодательство о богохульстве, ввести запрет на сжигание Корана и запретить демонстрации курдов. В списке других требования Турции – прекращение поддержки Рабочей партии Курдистана, экстрадиция причастных к движению Фетхуллаха Гюлена, лидера запрещённой в Турции организации FETÖ, подозреваемого в организации попытки государственного переворота в июле 2016 года, а также экстрадиция ряда и курдских беженцев в Швеции, в частности редактора закрытого издания Today’s Zaman Бюлента Кенеша. Швеция отказывает в экстрадиции Кенеша, считая, что для этого нет достаточных оснований.

Когда Швеция была нейтральной страной, курды чувствовали себя здесь в безопасности. Теперь же, когда шведов буквально втаскивают в НАТО, им приходится оправдываться.

Курды опасаются, что они станут разменной монетой в споре Турции и Швеции и последней придется уступить. Однако если Швеция выдаст политических беженцев, правительство страны рискует столкнуться с очень мощным протестом в обществе.

Стокгольм между тем настойчиво стучится в дверь НАТО. В статье, опубликованной в Financial Times, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон призвал Турцию вынести положительное решение, тем более что на днях вступил в силу закон о борьбе с терроризмом, на котором настаивала Анкара: «Пришло время серьезно рассмотреть заявку Швеции на вступление в НАТО».

Посетивший недавно Швецию Энтони Блинкен многозначительно заявил: «Пришло время двигаться вперёд». Более определенно высказался Йенс Столтенберг: «Швеция может стать членом НАТО до вильнюсского саммита [саммит состоится 11-12 июля]». И пояснил: «Я нахожусь в тесном контакте с турецкими властями, чтобы гарантировать, что Швеция как можно скорее станет полноправным членом. Я много раз разговаривал с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом по этому вопросу».

Эрдоган когда-то сказал: «В политике есть только сегодня. За 24 часа все может измениться».

Как будет сейчас?

Дискуссии вокруг курдов шли и в соседней Финляндии – там их примерно 20 тысяч (в Швеции значительно больше: по оценке, примерно 85-110 тыс. человек). Турция выдвигала требования и к Хельсинки, но споры были урегулированы. Нейтральная (теперь уже в прошлом) Финляндия стала членом Североатлантического альянса.

В самое ближайшее время мы увидим, насколько растяжима демократия в Швеции и на что готовы пойти радикально настроенные курдские беженцы в этой стране.