Угроза интервенции в Нигер сохраняется

Нигерия: между сближением с БРИКС и военной катастрофой в Западной Африке

Собираются ли США и Франция провернуть в Нигерии казус конголезской Катанги?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Переговоры делегации ECOWAS в Ниамее провалились, сообщает телеканал Al Arabiya. Ранее в ответ на возможную угрозу вторжения в Нигере начался набор добровольцев. Армия африканского государства, бросившего вызов колониальным устремлениям Франции, в значительной степени представлена народами группы сонгаи-джерма, наследниками древнего государства, на родовых землях которых возникла в начале XX века нынешняя столица страны – Ниамей.

Объявив о согласовании плана военной интервенции, «горячая пятёрка» ЭКОВАС (Нигерия, Сенегал, Кот-д'Ивуар, Бенин и Гвинея-Бисау) вроде бы определили даже точную дату вторжения, однако раскрывать её не спешат, отправив в Нигер ещё одну делегацию с целью политического урегулирования кризиса. «Сообщество имеет законные основания для вмешательства в дела Нигера и не нуждается в одобрении со стороны Совета Безопасности ООН», – залихватски заявляют потенциальные интервенты – к слову, в полном противоречии с позицией руководящего органа Африканского Союза. В свою очередь, власти Мали и Буркина-Фасо перебросили свои штурмовые отряды для поддержки новых властей Нигера, заверив, что начало враждебных действий против Ниамея будет означать объявление войны и им.

Впрочем, в стане интервентов, похоже, сохраняется неопределённость, так как воевать придётся за чужие интересы с колоссальными рисками для собственной внутренней стабильности. Прежде всего это относится к Нигерии, о чём мы писали ранее. Очередным свидетельством поисков лучшей доли для одной из крупнейших по населению нефтедобывающих стран Африки стало заявление нигерийского посла в Москве Абдуллахи Шеху в интервью РИА «Новости» о возможности вступления в БРИКС: «Да, это вполне реально и будет зависеть от критериев членства. Нигерия не против стать членом БРИКС, чтобы обеспечить свои экономические интересы в сотрудничестве с другими партнерами в мире». По словам дипломата, «мы пока не начали такие переговоры, но в будущем это вполне возможно. Надеемся, что, когда обсуждение начнётся, у нас будет понимание преимуществ вступления в этот блок».

О том, что Нигерии необходимо присмотреться к крупнейшему незападному межгосударственному объединению, пишет и новостной портал This Day: «БРИКС нельзя игнорировать как альтернативу. Духу БРИКС присуще стремление к новому мировому порядку, которое проявилось в XXI веке. Появление БРИКС свидетельствует о том, что "Большая семёрка" больше не может управлять мировой экономикой, как она делала на протяжении десятилетий». По мнению ее автора, отсутствие у местных политиков и экспертов энтузиазма по поводу вступления страны в это объединение мотивировано идеологически, поскольку и поныне безальтернативной моделью развития страны считается тесное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и другими глобалистскими структурами. Вопреки законам страны «внутренние транзакции осуществляются в долларах теми немногими людьми, которые имеют доступ к американской валюте», используемой практически во всех сколь-нибудь значимых транзакциях.

Всё чаще слышатся трезвые голоса, призывающие изучить альтернативы доллару, доминирование и фетишизация которого приобрели немыслимые масштабы, негативно сказывающиеся на динамике экономического развития африканской страны. Соответственно, «Нигерии должно быть интересно развитие БРИКС. Следует изучить альтернативные варианты при поиске решений экономических проблем Нигерии. Это одна из причин, почему БРИКС должно быть важной для Нигерии, независимо от того, что говорят об этом объединении западные эксперты». Президент ЮАР Сирил Рамафоса пригласил нигерийского коллегу Болу Тинубу и других африканских лидеров на саммит БРИКС, который состоится в следующем месяце в Йоханнесбурге. Хотя радикальная «дедолларизация» не стоит в повестке дня, более широкое использование местных валют будет в центре внимания на 15-м саммите БРИКС. Ещё один приоритет – предполагаемое расширение организации, заявки на вступление в которую подали Египет, Индонезия, Саудовская Аравия, Эфиопия, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и Аргентина – в общей сложности 23 страны.

Нигерия - страна контрастов

Нигерия - страна контрастов

Нигерии пока среди них нет, ибо «сменяющие друг друга администрации работают по шаблонам, построенным на одних и тех же экономических идеях» западной ортодоксии, в робкие попытки диверсификации внешнеэкономического курса встречают жёсткую обструкцию. Например, в мае 2018 года федеральное правительство африканской страны заключило с Китаем соглашение о «валютном свопе» на 16 миллиардов юаней, или 720 миллиардов найр, направленное на предоставление промышленникам и предприятиям двух стран адекватной ликвидности в местной валюте, призванной нивелировать трудности, возникающие при поиске доллара США. Другая немаловажная цель – повышение скорости, удобства и объема транзакций между двумя странами. Однако контролирующие Центральный банк Нигерии МВФ и ВБ сорвали сделку, поддерживая господство доллара, которыми Китай до сих пор расплачивается за нигерийскую нефть. В то время как другие африканские страны (например, Кения) принимают меры по продвижению своих местных валют, федеральное правительство в Абудже продолжает долларизировать местную экономику. Между тем подлинным интересам страны способствовало бы активное продвижение стартовавшего два года назад проекта Африканского союза по созданию Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), возобновление «валютного свопа» с Китаем и, возможно, с другими дружественными странами, чтобы Нигерия могла оплачивать импорт в найрах. Объединение усилий со странами БРИКС соответствовало бы национальной Конституции, возлагающей на правительство обязанность содействовать «справедливому мировому экономическому порядку».

С другой стороны, скептики указывают на размытость целей БРИКС, советуя подождать с подачей соответствующей заявки: «…возможно, мы не всегда находимся в лучших отношениях с США и их союзниками по поводу наших отношений с ними, но будет намного хуже присоединиться к организации, которая стремится превзойти США, не имея реалистичной дорожной карты для достижения таких целей».

Надо полагать, экономическая зависимость Нигерии от США и глобальных финансовых структур в случае окончательного принятия решения о вторжении в Нигер не оставит властям Абуджи выбора. Как пишет телеграм-канал «Французский связной», «переворот в Нигере хорошо плюсуется Китаю. Очень выгодно устроить возню в стратегически важном для США регионе на границе с Нигерией. Американцам сейчас нужно убедить нигерийцев идти войной против Нигера, так как об операции США WS Нигер даже речи быть не может. Тиктокерные африкомовцы воевать не могут. Но нигерийцы не проявляют желания стать "украинцами", je ne suis pas du tout un ukranien, а вместо этого желают [сместить] своего президента Бола Тинубу…». Согласно имеющимся данным, второй крупный контингент на вторжение в Нигер может предоставить главный союзник Франции в регионе – Кот-д'Ивуар, президент которого Алассан Уаттару (1) рассказал, что ЭКОВАС выступает за военную интервенцию в Нигер «как можно скорее». Однако другие участники куда менее воинственны, за что, судя по всему, подвергаются нажиму со стороны Парижа и Вашингтона, явно незаинтересованных в уходе из Нигера, остающегося базой для операций Пентагона в регионе Сахеля (не считая французского присутствия, в стране дислоцировано около 1,1 тыс. американских военнослужащих и крупная база беспилотников Air Base 201, строительство которой обошлось более чем в 100 миллионов долларов).

Цепная реакция «потери» Нигера наверняка распространится на другие страны региона, тревожатся французские СМИ. 12 августа командование Национальной гвардии Нигера заявило о гибели пяти солдат и ранении ещё четырёх в ходе очередной атаки французских боевиков. Несмотря на то, что в Париже информацию подобного рода отвергают, не исключено, что речь идёт о неких «пробных» атаках, которые в ЭКОВАС обходят молчанием. Однако вопрос о том, поддержат ли французы возможную интервенцию непосредственно, остаётся открытым. Не исключено, что это произойдёт не сразу, поскольку Парижу нелишне какое-то время «сохранять лицо», но в случае успехов интервентов Франция наверняка пожелает эти успехи закрепить. Военные планы ЭКОВАС получили поддержку и в Брюсселе, что означает – в Португалии, сохраняющей политическое и экономическое влияние в своих бывших колониях – Гвинее-Бисау, Кабо-Верде. Один из возможных сценариев – переход границы не «резервными» силами участников ЭКОВАС сомнительной боеспособности, а действия подразделений быстрого реагирования сообщества. Они могут попытаться блокировать нигерийских военных, отразить действия Мали и Буркина-Фасо, а в дальнейшем – «оградить» разрабатываемые французской компанией урановые рудники от нового режима в Ниамее с опорой на близлежащую военную базу.

Урановый регион Нигера

Урановый регион Нигера

Можно предположить и другие элементы военной операции по лекалам поддержанных США «коллективных» неоколониальных вторжений Франции и Бельгии на территорию бывшего бельгийского Конго в начале – середине 1960-х годов, нацеленных на отторжение самой богатой многими стратегическими ресурсами провинции Катанга (юго-восток страны), к «власти» в которой удалось привести одиозного Моиза Чомбе (2).

М. Чомбе с военными Бельгии и Франции,  1963 г..

М. Чомбе с военными Бельгии и Франции,  1963 г..

Может ли аналогичный сценарий реализоваться в Нигере? Думается, это будет более понятно (если интервенты не ударят раньше) в том числе и по итогам саммита 22-24 августа в Йоханнесбурге под девизом «БРИКС и Африка: партнёрство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности», куда так рвался да не прорвался Эммануэль Макрон. Очевидно, что в случае отсутствия прочных «незападных» механизмов обеспечения коллективной безопасности – с упором на БРИКС и Африканский союз – и «ускорение роста», и «устойчивое развитие» и «всеохватная многосторонность» на Чёрном континенте будут и далее во многом работать на пользу колонизаторов XXI века.

Примечания

(1) Этот деятель в 2011 году стал президентом после 5-месячного внутриполитического кризиса, в ходе которого французские войска с баз в этой стране наводили «порядок» и взяли штурмом резиденцию оппонента Уаттары, действовавшего главы Кот-д'Ивуара Лорана Гбагбо, призывавшего к выводу из страны французских войск и национализации собственности французского бизнеса. По завершении французской спецоперации Гбагбо арестовали, но затем «переместили» под надзор в Бельгию – вероятно, аналогичную участь планируют нынешнему руководству Нигера.
(2) Подробнее см.: Сидорова Г. Военная интервенция в Конго // Азия и Африка сегодня. 2010. № 1.