Перейти к основному содержанию
Проблемы восстановительного роста экономики КНР преувеличены

Проблемы восстановительного роста экономики КНР преувеличены

К 2023 году итогом постепенного переноса центра тяжести на внутреннее потребление стало увеличение доли конечных потребительских расходов в ВВП Китая до 53,6%.

Поднебесная активно осваивает новые рынки и направления

Западные эксперты и СМИ разного уровня компетентности снова пишут о признаках наступления долгосрочного кризиса китайской экономики. Зачастую это связывается с исчерпанием экспортно ориентированной модели экономики КНР, когда финансовая невозможность традиционных рынков импортировать всё больше товаров из КНР усугубляется экономическими санкциями и торговыми ограничениями Запада. 

Действительно, восстановление китайской экономики после пандемии замедлилось. В январе-марте экономика страны увеличилась на 2,2% в поквартальном выражении, а во втором квартале ВВП Китая прибавил 0,8%. 

Прибыль промышленных компаний Китая в июне снизилась на 8,3%, а в июле на 6,7% по сравнению с предыдущим годом. За первые семь месяцев этого года доходы государственных предприятий упали на 20,3%; компаний частного сектора - на 10,7%, а иностранных фирм - на 12,4%. За этот период прибыль упала в 28 из 41 основных промышленных секторов. 

При этом следует обратить внимание на замедление темпов сокращения прибыли промышленных компаний. Если в июне сокращение составило 1,6% по сравнению с маем, то в июле прибыль в промышленности сократилась уже на 1,3 % по сравнению с июнем.

Примечателен также рост индекса деловой активности (PMI) производственного сектора китайской экономики. В июле он повысился по сравнению с июнем на 0,3% и составил 49,3, а в августе он вырос до 49,7. Производственная активность Китая продолжает улучшаться, хотя остаётся ниже отметки в 50 пунктов, которая отделяет сокращение от роста. Примечательно, что и остальные показатели указывают на оживление производства: субиндекс производства увеличился до 51,9 в августе с 50,2 в июле, а показатель новых заказов составил 50,2 против 49,5 в июле. 

Т. е. о кризисе китайской экономики говорить пока нет оснований. Скорее речь идёт о недостаточно быстром и неравномерном восстановительном росте после снятия антиковидных ограничений. 

К поспешным, на наш взгляд, выводам по ситуации в китайской экономике ведёт недооценка предпринимаемых правительством КНР мер по преодолению трудностей и преувеличение в связи с этим текущих отрицательных тенденций в сочетании с общим непониманием схемы работы китайской модели государственного капитализма. 

Во-первых, исчерпывается только экстенсивное освоение КНР внешних рынков. При этом открывается путь к интенсивному освоению новых рынков путём повышения платежеспособности развивающихся стран в сочетании с освоением принципиально новых ниш для технологически инновационной продукции на старых рынках (в ЕС и Северной Америке). 

Китайский капитал активно осваивает африканский рынок, где спрос на китайские товары поощряется разного рода льготным кредитованием. Потенциальная ёмкость рынка Африки огромна, и здесь имеются пока почти безграничные возможности как для экстенсивного, так и для интенсивного освоения, причём не только Китаем. 

Второе направление – это успешные попытки КНР по захвату лидерства в производстве и сбыте всей широкой номенклатуры продукции «зелёной индустрии» – электромобили, солнечные батареи и пр. КНР активно поддерживает западную «зелёную» повестку, в рамках которой страны Запада продолжают наращивать закупки соответствующих китайских товаров, невзирая на собственные антикитайские комплексы. 

Переориентация Китая на географически новые рынки и технологически инновационные товары активно идёт с 2017-2018 гг., что отражается в конкретных решениях ВСНП и Госсовета КНР. 

Во-вторых, в КНР с момента осознания системности шагов США и Запада по ограничению своего рынка для китайских товаров, а это 2018-2019 гг., и на фоне проблем в мировой торговле в связи с антиковидными ограничениями (2020 – 2022 гг.) принимаются принципиальные решения по опережающему развитию внутреннего потребления. 

В мае 2020 г. соответствующая стратегия получила официальное наименование «двойное обращение» и подразумевает основной упор на увеличение внутреннего потребления (первый контур обращения) одновременно с привлечением зарубежных вложений при сохранении масштабного присутствия КНР на внешних рынках (второй контур). В долгосрочной перспективе данная стратегия нацелена на устранение критической зависимости китайской экономики от зарубежных рынков и технологий. 

К 2023 году итогом постепенного переноса центра тяжести на внутреннее потребление стало увеличение доли конечных потребительских расходов в ВВП Китая до 53,6%. Коэффициент их вклада в экономический рост в 2022 году составил 32,8%.

Этот курс стал ещё больше востребован в условиях отмены антиковидных ограничений в начале 2023 года. Основной причиной замедления экономики со второго квартала признаны всё ещё недостаточные (по сравнению с доковидным уровнем) потребительские расходы на внутреннем рынке и, в частности, сохраняющийся спад в секторе недвижимости, на который приходится около 7% ВВП Китая. 

Но и здесь наблюдаются положительные тенденции. Крупнейший в КНР застройщик Evergrande отмечает в своих отчётах сокращение убытков за первые шесть месяцев 2023 г. по сравнению с убытком за тот же период год назад: до 39,25 млрд юаней (5,38 млрд долларов) с первоначальных 86,17 млрд юаней соответственно. 

Улучшение финансовых показателей дало застройщику основание возобновить впервые с марта 2022 года торговлю акциями на Гонконгской бирже. И хотя сразу после начала торгов их стоимость упала на 87%, дальнейшее экономическое оживление в Китае укрепит сектор недвижимости и, в частности, положение на рынке Evergrande и иных застройщиков.

Не всё однозначно и в ситуации с крупными долгами местных властей (городов и провинций) Китая, которая на Западе оценивается как критическая. В Китае значительную часть инфраструктурных проектов и строительство недвижимости, которые вносят основной вклад в экономический рост, поскольку улучшают внутреннюю промышленную логистику, финансируют местные органы власти. 

Обратной стороной такого финансирования являются зачастую бесконтрольные заимствования под не всегда рентабельные или экономически обоснованные проекты и рост задолженности местных властей, в том числе и «теневой». При этом прибыль от таких объектов идёт в местную казну, а долги и убытки покрываются из центрального бюджета. Поэтому в 2023 г. решено заранее выделить местным властям из бюджета 3,8 трлн. юаней на целевые заимствования, т. е. под конкретные обоснованные инфраструктурные проекты.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Гастроли Елены Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
Переговоры Владимира Путина в Китае Россия и Китай укрепляют дружбу, преодолевая проблемы, созданные Западом

Следует подчеркнуть несомненно положительное влияние на экономический рост самого принципа долгового государственного финансирования в модели государственного капитализма, что видно на китайском примере. 

Огромный госдолг в КНР – это внутренний долг государства самому себе, который не создаёт зависимости Китая от иностранных структур. Поэтому только китайское государство решает, кому долги простить, кому реструктурировать, кому выплатить немедленно, а кому перед угрозой банкротства отказать в помощи, т. е. в очередном кредите. Перечисленное является достаточным набором способов, сочетание которых до сих пор позволяло правительству КНР уверенно справляться с кризисами.

Поэтому логично, что долговое финансирование предполагается сохранить и в полной мере задействовать сейчас для восстановления высоких темпов экономического роста. Бюджетный дефицит в 2023 г. повышен на 0,2% к ВВП (до 3%) по сравнению с 2022 г. Ведущие экономисты в КНР согласны, что «поддержание необходимой интенсивности государственных расходов поможет способствовать полному восстановлению экономики».

Сейчас экономическое развитие в Китае оценивается не столько по темпам роста ВВП, сколько по качеству экономики – уровню технологической независимости, повышению качества жизни населения, более справедливому распределению общественных благ между разными группами населения и частями страны. Для решения этих задач может оказаться достаточным и 3% рост ВВП, что всё равно в разы превосходит темпы роста Г-7, которая пытается затормозить развитие Китая.

Фото: REUTERS/Tingshu Wang

Оцените статью
5.0