Договор СНВ-3: есть ли смысл в следовании количественным ограничениям?

Договор СНВ-3: есть ли смысл в следовании количественным ограничениям?

Массированное размещение на европейских аэродромах де-факто стратегического термоядерного оружия США предоставляет Москве полную свободу рук

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков назвал дестабилизирующим шагом решение США о возвращении ядерного оружия в Великобританию, подчеркнув, что Москва «решительно предостерегает» Вашингтон от этого:

«Что касается темы гипотетического возвращения американского тактического ядерного оружия на территорию Великобритании, то мне хотелось бы самым жестким образом предостеречь от этого дестабилизирующего шага».

Речь идёт о боеголовках B61-12 с мощностью до 50 килотонн, что в три раза больше, чем у сброшенной на Хиросиму бомбы. В июне 2022 года телекомпания BBC также сообщала о планах размещения в ближайшие несколько лет на американской базе в Великобритании 54 истребителей F-35, в версии F-35А способных нести ядерное оружие.

Между тем термоядерные бомбы B61-12 к тактическому ядерному оружию можно отнести только условно, поскольку в реальной действительности, особенно с учётом развертывания самолётов-носителей в непосредственной близости от границ РФ, речь идёт о военной конфигурации, непосредственно угрожающей самому существованию Российской Федерации. 

Кроме того, указанная в СМИ мощность боеголовки в 50 килотонн отнюдь не исчерпывает ее боевые характеристики и в действительности она значительно выше: B61 является бомбой с переменной мощностью заряда, имеющей название «Широкий вариант заряда» (англ. FUFO, Full Fuzing Option), или «Dial-a-yield». На модификациях 3, 4 и 10 может быть установлена мощность в 0,3, 1,5, 5, 10, 60, 80 или 170 килотонн. Стратегические версии (B61 7-й модификации) могут нести четыре варианта заряда с максимумом в 340 килотонн. Новая модификация разработанной ещё в 1960-х годах B61 станет первой американской тактической бомбой с изменяемой мощностью заряда. По мнению некоторых экспертов, B61-12 будет самым опасным ядерным оружием Вашингтона.

Между тем реальный стратегический вес указанного оружия, путающий все карты в отношении того, как быть с существующим российско-американским договором СНВ-3, который, хотя и был приостановлен российской стороной, соблюдается в части его количественных параметров. На недавнем заседании Госдума России единогласно приняла закон о приостановлении участия РФ в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3). Вместе с тем в заявлении МИД России отмечалось, что решение о приостановке её участия в ДСНВ обратимо. В Москве призвали Вашингтон «проявить политическую волю, предпринять добросовестные усилия в целях общей деэскалации и создания условий для возобновления полноформатного функционирования договора». Несмотря на решение о приостановке ДСНВ, на время срока его действия российская сторона продолжит соблюдать предусмотренные договором количественные ограничения, а также «будет и далее участвовать в обмене с Вашингтоном уведомлениями о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок». 

Однако массированное размещение в Европе, на ближних подступах к границам РФ, неучтённого в Договоре СНВ-3 якобы тактического американского ядерного оружия полностью ломает тот стратегический баланс, который стороны соблюдают даже в рамках приостановленного договора. 

Развёртывание новых ударных возможностей противника отнюдь не ограничивается только переброской 54 единиц американских F-35A в Великобританию. Аналогичные боевые машины уже состоят на вооружении ВВС Норвегии, Нидерландов, выполняются контракты по поставкам 64 F-35A Финляндии и 32 Польше. Аналогичные самолёты заказаны и для германских люфтваффе. 

Следует также учитывать тот факт, что радиус действия этих самолётов существенно увеличивается за счет аэродромов подскока, расположенных, как правило, всего в несколько десятках км от границ РФ и РБ. Типичным примером является польская авиабаза Ласк близ Варшавы, на которой регулярно несут боевое дежурство ударные самолеты НАТО из Нидерландов, Италии и других стран. Ровно то же самое касается и аэродромов Финляндии, от которых рукой подать до крупнейших промышленных и военных центров России. 

Кроме того, несмотря на официально безъядерный статус большинства натовских государств, они регулярно принимают участие в учениях альянса по совместному использованию ядерного оружия. А с получением соответствующей материальной части  F-35A, несомненно, будут готовы к участию в нанесении ядерных ударов. 

Таким образом, на передовых рубежах в немедленной готовности к ядерной атаке по территории РФ могут быть развернуты до 300 ударных самолетов этого типа. Не считая еще нескольких сотен американских самолётов F-35A, которые могут быть переброшены в Европу в считаные дни и часы.  Следовательно, возникает ситуация, при которой дальнейшее соблюдение российской стороной количественных параметров Договора СНВ-3 полностью обессмысливается.  Противник фактически совершает обходный маневр с целью получить решающее преимущество в потенциале первого ядерного удара за счет сил и средств, которые в этом договоре вообще не учтены и которые на Западе неверно называют тактическим оружием. 

Остаётся пояснить, почему западные стратеги сделали ставку именно на F-35A. Дело в том, что этот самолет в обычном боевом снаряжении оказался малоэффективным. Полный комплект штатных бомб и ракет не помещается во внутренние бомболюки. А их подвеска на внешних пилонах практически уничтожает эффект малозаметности самолета из-за большого количества не поддерживающих технологию СТЕЛС боеприпасов. 

С термоядерной бомбой всё иначе – она оптимизирована для размещения именно во внутреннем отсеке, благодаря чему самолет в ядерном снаряжении остается малозаметным и тем самым особо опасным для средств ПВО. 

Фактически для России это прямая угроза стратегического масштаба, дающая Москве все основания для принятия адекватных, но асимметричных ответных мер, что автоматически подразумевает полный отказ от фактического соблюдения СНВ-3. С учётом же того, что РФ ушла в серьёзный отрыв (как минимум на 10 лет) от американского уровня развития классических стратегических вооружений, оснований опасаться такого развития событий куда больше у Вашингтона, чем у Москвы. 

Статьи по теме