В последнее время с сожалением приходится констатировать рост неонацистских настроений в Европе. Причём не в привычном формате маргинальных банд бритоголовых отморозков, гоняющих мигрантов, людей другой расы, цвета кожи или религии, а в гораздо более изощрённой, но от этого не менее яркой форме политики национал-глобализма, ставшего, по сути, доминирующей идеологией в западных странах.
Именно идеологией, поскольку в отличие от скинхедов, респектабельные европейские политики не гонятся за внешней атрибутикой – всеми этим свастиками, криками «Да здравствует!» (именно, так на самом деле переводится известное немецкое слово heil) в чей-то конкретный адрес или даже факельными шествиями по улицам европейских городов.
Нет, напротив, тамошний истеблишмент нарочито антинацистский и при каждом удобном случае подчёркивает свой антагонизм к человеконенавистническому учению лидеров Третьего рейха, оставаясь при этом плотью от плоти своих духовных предшественников и строя свою нынешнюю политику на тех же принципах разделения людей на сорта, что и настоящие нацисты 80 лет тому назад.
Для того чтобы в этом убедиться, не нужно далеко ходить – достаточно внимательно послушать высказывания некоторых еврокомиссаров, например главы европейской дипломатии Жозепа Борреля или высших должностных лиц стран-членов Евросоюза, таких как, скажем, премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
А ещё лучше просто обратить внимание на политику откровенной русофобии, которая стала европейским мейнстримом в последние 10 лет (задолго до начала СВО), и соотнести её с конкретными шагами и действиями европейских государств, например, с лишением граждан России практически любых гражданских прав на территории ЕС.
Пока ещё до обязательного ношения на одежде жёлтых (или бело-сине-красных) звёзд дело не дошло, но, если всё продолжится в том же духе, ждать останется недолго.
Всё это пусть и весьма печальные, но довольно очевидные вещи для всякого, кто хоть сколько-нибудь интересуется современной международной повесткой. И всё же я хотел бы вернуться к своему тезису об идеологических основах нынешней европейской политики. Сказано это было отнюдь не ради красного словца, а на основании данных, полученных после изучения деятельности такой примечательной организации как ИСИ – германский Институт современной истории (Institut für Zeitgeschichte), чьи основные подразделения находятся в двух городах, имеющих наиболее близкое отношение к истории Третьего рейха – Мюнхене и Берлине.
Как оказалось, сотрудники института с некоторых пор увлеклись изучением всем известной запрещённой в России работы Гитлера «Mein Kampf» («Моя борьба»), а также подробным разбором прижизненных выступлений фюрера, сохранившихся не только в письменном виде, но и на киноплёнке или аудионосителях.
Вот примеры лишь нескольких подобных исследований, информация о которых, находится в свободном доступе на сайте ИСИ.
«Hitler, Mein Kampf. Eine kritische Edition» – «Гитлер, Майн Кампф. Критическое издание»
«"Майн Кампф" – важнейшее политическое сочинение Гитлера, опубликованное в двух томах в 1924-26 годах и представляющее собой стилизованную автобиографию, идеологическую программу, историю партии, очерк и руководство по завоеванию власти, объединённых в одном произведении» – такую характеристику трудам фюрера дают современные немецкие историки.
А вот как сотрудники ИСИ описывают собственную работу, проделанную в так называемом критическом издании под руководством Кристиана Хартманна.
«Критическое издание систематизирует исторические факты, объясняет контекст происхождения, раскрывает мысли предшественников Гитлера и сопоставляет его идеи и утверждения с результатами современных исследований. Не в последнюю очередь это показывает, как идеология Гитлера сформировала преступную политику нацистского режима после 1933 года», – говорится в аннотации.
Как видим, политика нацистского режима по-прежнему называется «преступной», но лично я советовал бы на этот счёт не слишком обольщаться. Почему? Например, в связи с проведённым в Мюнхене мероприятии под названием «Гитлер – в новом ракурсе», на котором основными докладчиками выступили англосаксонские эксперты Джейн Каплан из университета Оксфорда и Элизабет Харви, представляющая Ноттингемский университет.
Вот что говорилось в презентационных материалах к проведённому научному семинару, ставшему результатом сотрудничества с издательством De Gruyter Oldenbourg:
«Может быть хватит об Адольфе Гитлере? Разве мы уже давно не изучили всего самого важного о диктаторе? Каков результат исследований «гитлеровской волны» последних лет в глазах общественности и научных кругов? Новый том "Немецкого ежегодника современной истории» под названием «Гитлер – в новом ракурсе" пытается дать ответ на этот вопрос. В нем собраны последние немецкие исследования о фюрере, каждое из которых комментируется англосаксонскими экспертами. Мы объединяем презентацию этой книги с международной панельной дискуссией о состоянии и перспективах исследований наследия Гитлера».
Обращает на себя внимание ведущая роль Британии как представительницы англосаксонского сообщества в формировании «нового взгляда» на деятельность главного нацистского преступника. Особенно в свете, мягко говоря, больших проблем с исторической памятью о преступлениях нацизма именно в англосаксонских странах. Достаточно вспомнить недавний скандал в парламенте Канады, до сих пор официально являющейся доминионом Великобритании.
Но всё это меркнет по сравнению с поистине грандиозным по масштабам исследованием речей Гитлера с созданием их цифровых копий, предназначенных как для индивидуального прослушивания, так и для трансляции по радио. Да-да, не удивляйтесь.
Речь идёт о проекте «Edition Hitler-Reden 1933-1945» – «Издание речи Гитлера 1933-1945», финансируемом DFG (немецкое научно-исследовательское сообщество), рассчитанном на семь лет и, как сказано на сайте ИСИ, впервые направленном на выявление, анализ и публикацию всех выступлений Гитлера за 1933-1945 годы с помощью критического издания для научной и широкой общественности.
Проект является инициативой Института современной истории в сотрудничестве с Франкфуртским университетом им. Гёте, Марбургским университетом им. Филиппа, немецким радиоархивом (DRA) во Франкфурте-на-Майне, Потсдаме и Бабельсберге, а также Институтом немецкого языка имени им. Лейбница (IDS) в Манхайме.
Цель проекта, как заявляют его авторы, – сделать все соответствующие тексты доступными в научно достоверной форме. В традициях предыдущих редакционных проектов института, в том числе «Гитлер: речи, сочинения, приказы 1925-1933» и «Гитлер, Майн Кампф. Критическое издание», все выступления публикуются в печатном виде с введением в состояние знаний и контекст современной истории. Впоследствии они также будут опубликованы в открытом доступе в цифровом формате.
В то же время все доступные аудиоматериалы собраны в отдельное аудиоиздание, разработанное DRA для звуковой инженерии и сделанное доступным для широкой публики. Комментарий, связанный с радиовещанием, подготовленный, в частности, на кафедре новейшей истории во Франкфурте, также разъяснит условия передачи и приема, а также постановку выступлений на радио.
«Исследовательская группа Марбурга уделит особое внимание синхронизации звука с расшифрованным текстом (выравниванию), автоматическому и интерактивному анализу просодических характеристик и разработке методов машинного обучения на базе искусственного интеллекта для автоматического распознавания вербальных и невербальных реакций аудитории. IDS будет сопровождать проект с точки зрения лингвистики и использовать свои аналитические инструменты для дальнейшего изучения текстов», – отмечается в пояснениях к задачам исследования.
То есть получается, что германское научное сообщество, получив финансирование как от государственных структур, так и от негосударственных фондов, планирует потратить кучу денег и целых семь лет на подготовку к публикации всех речей Гитлера. Зачем? Более важных тем для исследований у них не нашлось?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, придётся немного погрузиться в историю самого Института современной истории. ИСИ был основан в 1949 году как внеуниверситетское научно-исследовательское учреждение для изучения нацистского режима. Организационно ИСИ не является государственным учреждением и не подчиняется федеральным властям, хотя регулярно получает финансирование как из бюджета ФРГ, так и отдельных федеральных земель.
Формально Институт до сих пор концентрируется на критическом изучении наследия Третьего рейха, но фактически основным направлением исследовательской работы его сотрудников давно стали отношения послевоенной Германии со всей остальной Европой в разрезе противостояния на континенте «демократических» и «диктаторских» режимов в 20 веке и до наших дней.
Вот лишь некоторые темы, которым посвящена работа ИСИ: «Диктатуры 20-го века: национал-социализм, фашизм и социалистический режим после 1945», «Преследование, политическая юстиция, сопротивление», «Демократии 20-го века», «Две Германии», «На пути к «новой Европе».
Даже простого ознакомления с названиями тем достаточно, чтобы понять в каком ключе происходят эти исследования. Одна лишь постановка в один ряд нацистского и фашистского режимов с социалистическим чего стоит. А между тем к сегодняшнему дню на данную тематику институтом опубликовано более 800 монографий, сборников и документов. А сотрудники ИСИ, принимавшие непосредственное участие в вышеназванных исследованиях, преподают в 11 ведущих университетах ФРГ.
По данным научно-исследовательского отдела ИСИ в Мюнхене, лишь третья часть работы института посвящена историческим событиям в период Третьего рейха, в основном свыше 60% исследований занимаются изучением новейшей истории (после 1945 года) и переломных для эпохи исторических событий, причём с откровенно антироссийским и даже русофобским уклоном.
Так, например, среди текущих проектов ИСИ числится тема с не оставляющим сомнений в его характере названием «Политическое право при Ленине, Сталине и Гитлере». Комментарии, как говорится, излишни.
Коллеги мюнхенского отдела ИСИ в Берлине заняты не менее интересным делом: изучением, как они выразились, истории «второй немецкой диктатуры», то есть ГДР, в разрезе её сравнения с Третьим рейхом. Зная о том, с каким тщанием в социалистической Германии, в отличие от ФРГ, относились к выявлению и вычищению любого наследия нацизма, подобную постановку вопроса иначе как скандальной не назовёшь.
Но не в меньшей степени деятельность ИСИ может представлять для нас интерес и с точки зрения международного сотрудничества этой, с позволения сказать, научной организации. Среди зарубежных контрагентов института числится небезызвестное общество «Мемориал», чья деятельность признана в России нежелательной.
А между тем за долгие годы взаимодействия «любители нацизма» из ИСИ наладили прекрасные, как они сами признаются, отношения с обличителями «преступлений сталинского режима» в России, реализовав целый ряд общих проектов и поработав рамках смешанных немецко-русских комиссий. Памятуя, какой именно взгляд на нашу историю долгие годы навязывался «Мемориалом», нетрудно угадать суть всех этих комиссий и проектов.
Так что, как видим, фундаментальная работа по переосмыслению идеологического наследия Третьего рейха ведётся на Западе уже долгие годы. И если в недавнем прошлом главной целью исследований было доказать тождество нацистского и советского режимов, о чём вот уже несколько лет нам вещают с высоких европейских трибун, то, судя по всему, глубокое проникновение в речи и мысли фюрера должно помочь им найти приемлемое объяснение возвращению к «плану OST», предполагавшему, как известно, истребление всех восточных славян, начиная с самого многочисленного народа – русских.