Береговая охрана США отказалась от дополнительного финансирования для программы постройки флота боевых ледоколов тяжелого ледового класса Polar Security Cutter в 2025 году и пересмотрела график программы, заявив о возможности дальнейших задержек в ее реализации.
Вместо запуска постройки головного боевого ледокола береговая охрана выделила $125 млн на приобретение ледокольного судна снабжения Aivik компании Edison Chouest Offshore.
Притязания США на господство в арктической акватории имеют достаточно давнюю историю.
В январе 2009 года президент США Джордж Буш-младший подписал директиву № 66, в которой были заявлены претензии США на доминирование в Арктическом регионе. В ней говорилось: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации».
В директиве заявлено, что свобода морей – главный приоритет США, и это напрямую относится к Северному морскому пути, который «включает проливы, используемые для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через эти проливы».
В 2012 году американский Национальный совет по разведке (National Intelligence Council) опубликовал доклад Global Trends 2030: Alternative Worlds, в котором прогнозировалось возникновение дефицита энергоресурсов к 2030 году. Арктика в этом докладе рассматривалась как альтернативный источник углеводородов для США. После публикации доклада были пересмотрены стратегические планы в отношении Арктики не только США, но и НАТО. В качестве потенциальных противников в регионе фигурировали Россия и Китай.
В июне 2019 года Пентагон представил Конгрессу США новую Арктическую стратегию. В ней отмечалось, что стратегическая ситуация в регионе становится все более неопредёленной в силу изменения физической среды: уменьшается площадь морского льда и снежного покрова, тают ледники и вечная мерзлота. Температура в Арктическом регионе растёт более чем в два раза быстрее, чем в среднем в мире.
«Уменьшение арктического морского льда открывает новые морские пути и расширяет доступ к природным ресурсам в летние месяцы. Если тенденции потепления продолжатся в нынешних темпах, то уменьшение площади арктического морского льда может привести к почти свободной ото льда в летние месяцы Арктике к 2040-м годам», – говорится в документе. С точки зрения американских военных, в Арктике началась «эра стратегической конкуренции» (era of strategic competition).
Главная роль в проецировании военно-морской силы в арктических операциях США отводится флоту. Между тем, обладая самым мощным в мире военным флотом, США испытывают острый недостаток тяжёлых ледоколов. Россия имеет 40 таких ледоколов, у США всего два, но лишь один из них, Polar Star, – ледокол тяжёлого класса, способный работать в условиях Арктики и Антарктики. В декабре 2018 года глава американской службы береговой охраны адмирал Пол Цукунфт отклонил запрос на проведение операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике, опасаясь, что 40-летний Polar Star сломается и американцам придётся просить русских отбуксировать его в порт для ремонта.
В апреле 2019 года Пентагон объявил о подписании контракта на постройку трёх ледоколов тяжелого ледового класса Polar Security Cutters. Первый из них планировалось ввести в строй в 2024 году. Командующий службой береговой охраны адмирал Карл Шульц сказал членам Конгресса США, что до появления в составе ВМС второго и третьего Polar Security Cutters США «не смогут вести серьёзной игры с точки зрения присутствия» в Арктике.
В начале 2020 года Госдеп США представил очередную стратегию национальной безопасности и обороны Арктического региона, в которой предусмотрено создание «готового, боеспособного и имеющегося в наличии» флота полярных ледоколов и призвал создать «соответствующие активы и ресурсы, способные обеспечить постоянное присутствие Соединенных Штатов в Арктике и Антарктике».
9 июня 2020 года Конгресс США в специальном меморандуме потребовал, чтобы США к 2029 году имели современный флот тяжелых ледоколов. Новые американские ледоколы будут оснащены современным военным оборудованием, которое позволит использовать эти корабли «в интересах ВМС США, получать любую разведывательную информацию, обеспечивать применение оружия другими боевыми единицами и ставить различные виды радиопомех».
7 октября 2022 года президент США Джо Байден утвердил новую «Национальную стратегию США для Арктического региона», согласно которой Соединённые Штаты намерены усилить влияние в регионе, а также «управлять напряженностью» в связи с «растущей стратегической конкуренцией в Арктике, усугубленной неспровоцированной войной России на Украине и активными усилиями КНР по укреплению влияния в регионе».
«Ледокольный флот береговой охраны [США] будет поддерживать постоянное присутствие в Арктике США и дополнительное присутствие по мере необходимости в европейской Арктике», – говорится в документе.
В текущей реальности байденовскую арктическую стратегию можно с полным основанием считать недостижимой мечтой Сонного Джо, так как единственный тяжелый американский ледокол Polar Star настолько изношен, что уходит в каждое плавание с годовым запасом провизии на случай серьёзной неисправности. По словам адмирала Цукунфта, Polar Star «буквально цепляется за жизнь».
В ноябре прошлого года в ходе слушаний в комитете по внутренней безопасности палаты представителей Конгресса США сенатор Дэн Салливан (республиканец от штата Аляска) сказал: «У нас есть два ледокола и один сломан».
Вице-адмирал Береговой охраны США Питер Готье заявил, что в ближайшие 10 лет филиалу потребуется флот из восьми-девяти дополнительных ледоколов, чтобы защитить американские интересы в северном регионе на фоне таяния полярных льдов.
«Программа производства новых американских ледоколов стоимостью 13,3 миллиарда долларов, предназначенная для преодоления стратегических конфликтов и экологических катастроф, столкнулась с проблемами и задержками, начиная от технических трудностей и заканчивая нехваткой рабочей силы в масштабах всей отрасли. Закупка кораблей теперь перенесена на 2028 год», – сообщил адмирал и запросил дополнительное финансирование программы строительства ледокольного флота.
Между тем «программа стоимостью 13,3 миллиарда долларов по защите американских интересов в Арктике столкнулась со старой промышленной проблемой: резкой и формованием толстой закаленной стали, – пишет The Wall Street Journal. – Поставка первого нового ледокола перенесена с 2024 года на 2028 год, поскольку конструкторы, инженеры и сварщики пытаются решить то, чего США не делали уже несколько десятилетий: надежно придать необходимую форму закаленной стали толщиной более дюйма в изогнутом силовом корпусе корабля».
Послушав выступление адмирала, конгрессмен Джош Бречин (республиканец от штата Оклахома) выразил сомнение в необходимости самой программы строительства мощного ледокольного флота, заявив, что столь «значительную сумму денег вместо этого можно было бы использовать для обеспечения безопасности нашей южной границы».
Судя по всему, надежды на освоение в обозримой перспективе технологии резки стали для тяжелых ледоколов у американских инженеров нет, так как решено купить ледокольный буксир Aivik, причем потребуется обширный и дорогостоящий ремонт и модернизация, чтобы привести его в соответствие со стандартами береговой охраны, то есть превратить в боевой ледокол.
Сенатор от Аляски Салливан предупредил, что, скорее всего, «Айвику» потребуется 6-7 лет, чтобы быть полностью готовым к боевым миссиям.
Он пояснил, что судно, скорее всего, можно будет быстро использовать для выполнения поисково-спасательных операций, но полное преобразование в научную платформу и «надежный военный корабль» займет гораздо больше времени.
«Даже после запланированного приобретения «Айвика» береговая охрана останется между льдиной и наковальней с точки зрения ледокольных возможностей, по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе», – пишет портал High North News.
В России тем временем начались швартовые испытания боевого ледокола «Иван Папанин». Заводские испытания намечены на апрель. Идет постройка еще трех боевых ледоколов этого класса.
Тем самым мечты Сонного Джо о доминировании в Арктике на обозримую перспективу становятся несбыточными.