Противоречивый и запутанный характер политики США в отношении КНР будет усиливаться

Если в Пекине стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству, то в Вашингтоне настроены жёстко

Последние факты показывают, что Китай и США относительно недавно вступили в интенсивный диалог в различных областях, включая военные, финансовые и экономические аспекты. Фоном этого диалога по-прежнему остаются торгово-экономические ограничения США по ширящемуся спектру китайских наукоёмких производств и провокации против интересов КНР в Южно-Китайском море и в регионе ЮВА в целом. При этом активизация китайско-американских контактов зачастую происходит по инициативе США.

Данная ситуация стала результатом действий администрации Байдена, которые сосредоточены на двух задачах – повышении результативности противодействия Китаю во всех областях и одновременно управление возникающими в ходе этого рисками. По своей сути эти разнонаправленные задачи и попытки их одновременного решения придают внешней политике США в отношении Китая несколько шизофренический характер, делают её, по выражению китайского эксперта, «противоречивой и запутанной». 

В связи с этим китайские эксперты высказывают общее мнение, что придание двусторонним отношениям относительной устойчивости, что и наблюдается сейчас, не означает их дальнейшего развития. Более того, они предупреждают о необходимости проявлять бдительность в отношении «уловок» Вашингтона, особенно в военном секторе. 

Характерная ситуация складывается в экономической и военной областях китайско-американского взаимодействия. Попытки США сделать процесс разъединения двух крупнейших и тесно взаимосвязанных экономик точечным, ограничить его несколькими высокотехнологичными областями, чтобы а) притормозить стремительное развитие КНР, своего более успешного конкурента, и б) не распространять отрицательные последствия разъединения на остальные отрасли американской и мировой экономики ни в одной из своих частей, пока не дали ожидаемых результатов. 

Китайские эксперты аккуратно намекают на серьёзные проблемы для США в случае игнорирования того факта, что Китай имеет вторую по величине экономику в мире и является вторым по величине зарубежным кредитором казначейских облигаций США. Учёт мнения Пекина является важным условием успешной экономической политики Вашингтона.

И Байден, и глава Минфина США Йеллен неоднократно подчёркивали, что США не стремятся «отделяться» от Китая, и одновременно с этим Вашингтоном предпринимаются меры против Китая: рассматривается запрет на территории США китайской соцсети TikTok, вводятся в действие ограничения американских и зарубежных вложений в высокотехнологичные китайские производства, расширяются санкции против китайских производителей передовых микросхем, пр.

В итоге, с одной стороны, КНР и США ведут содержательный, по обоюдному мнению, финансово-экономический диалог, а с другой – торговый представитель США Кэтрин Тай в это же время готовит сообщение в Конгрессе США о разработке администрацией Байдена новых инструментов дальнейшей торговой защиты США от торгово-экономической политики Китая, включая пересмотр тарифов эпохи Трампа на китайский импорт.

Сейчас администрация Байдена с переменным успехом пытается поддерживать хрупкое равновесие между сдерживанием противоречий и поддержанием связей с Китаем, чтобы привлечь на свою сторону больше различных сторонников как внутри США, так и за рубежом из числа потенциальных союзников и партнёров.

Такая же раздвоенность политики США наблюдается и в военно-политических отношениях с КНР. 16 апреля состоялся первый с ноября 2022 г. контакт министров обороны США и КНР, причём и здесь также по просьбе американской стороны. Разговор был сосредоточен на военном взаимодействии между двумя странами в регионе, в частности в Южно-Китайском море, и включал тайваньский вопрос. Представители Пентагона заявили, что это был «важный шаг» в поддержании открытых линий связи между двумя военными державами. 

Министр обороны Китая Дон Чжун подчеркнул, что тайваньский вопрос лежит в основе «ключевых интересов» Китая, которые не терпят компромиссов, с чем согласился его американский коллега.

На этом фоне США в последнее время предприняли несколько провокационных действий против именно «ключевых интересов» Китая в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море: визит т. н. «главнокомандующего ВМС» острова Тайвань в штаб-квартиру Индо-Тихоокеанского командования США на Гавайях, крупные военные учения с участием США, Японии, Австралии и Филиппин, на которых ВС Филиппин и США имитировали возвращение «оккупированных врагом островов в районах, прилегающих к Тайваню и Южно-Китайскому морю», развёртывание в ходе учений американской ракетной системы средней дальности на Филиппинах.

А 21 апреля представители военного командования острова Тайвань заявили, что обсудят с США как лучше использовать свою долю из 95 млрд. долл. средств, выделенных недавно Конгрессом США в основном для оказания помощи Украине и Израилю.

На этом фоне некоторые китайские эксперты предполагают, что выбор времени для запроса телефонного разговора с министром обороны КНР объясняется попыткой Вашингтона «провести некоторую разведку» ответной реакции Пекина.

Вмешательство США в тайваньский вопрос в настоящее время, как отмечает Чжан Хуа, эксперт Института тайваньских исследований Китайской академии общественных наук, не соответствует американской же логике «управления конкуренцией и предотвращения рисков». В условиях, когда США сосредотачивают своё внимание на украинском кризисе и израильско-палестинском конфликте и в обоих случаях рискуют проиграть, их вмешательство в тайваньский вопрос равносильно провоцированию третьей региональной войны одновременно с двумя уже идущими. 

Поэтому «с точки зрения сохранения стратегического авторитета США, сохранения статус-кво в Тайваньском проливе или неспособности выиграть три региональные войны, вмешательство США в тайваньский вопрос обречено на провал». 

По-прежнему остается много неопределенностей, которые в значительной степени связаны с тем, бросят ли США вызов Китаю, нарушая его основные интересы в отношении Тайваня и Южно-Китайского моря.

Такая противоречивая и непоследовательная политика США, по мнению Ли Хайдуна, профессора Университета иностранных дел, объясняется тем, что их усилия не направлены на сближение с Китаем для лучшего урегулирования разногласий и конфликтов. Цель США – показать своим союзникам, «свою способность держать китайско-американские отношения под контролем», чтобы убедить их «более уверенно следовать за США в их стратегическом соперничестве с Китаем».

Это также означает, что всеобъемлющее восстановление взаимного доверия в военной сфере между Китаем и США является более сложной задачей, чем восстановление механизмов диалога. И Китай хорошо осведомлён о скрытых мотивах и уловках США.

В конечном счёте противоположные подходы США и КНР к двусторонним отношениям диктуются принципиально разными подходами к многополярности, которые сохранятся и в долгосрочной перспективе. Китай стремится решить проблемы в отношениях с США, чтобы перейти от конкуренции к сотрудничеству, выгодному как для обеих сторон, так и для мира. Это позволило бы Пекину и далее использовать преимущества глобализации, укрепляя свой уровень влияния в мире в качестве одного из полюсов силы. 

США в отношениях с КНР, напротив, стремятся к подавлению КНР как своего главного конкурента, что гарантирует лишь обострение конкуренции, а следовательно, и двусторонних отношений. В этой ситуации главная забота Вашингтона так «управлять рисками», чтобы затормозить развитие Китая и при этом избежать прямого столкновения с КНР. 

Успех такой политики означал бы восстановление Запада во главе с США как единственного полюса силы. Следствием западной гегемонии стало бы торможение развития КНР, России, всего незападного мира, что, в принципе, неприемлемо.   

Текущая динамика характеризуется тем, что Вашингтон постоянно оказывает давление на Китай и выдвигает требования при отсутствии позитивного и искреннего ответа на законные опасения Пекина. Как считают в Китае, «предстоящий визит Блинкена в Китай не будет лёгкой задачей и нам не следует ожидать значительных результатов». 

Лю Цзайбо, вице-президент Института национального развития и стратегии Китайского университета Жэньминь, отмечая, что «исторически США неоднократно делали всё возможное для борьбы с ... "конкурентами"…», убеждён, что «на этот раз США повезёт не так сильно. Китай – совершенно другой "конкурент"», а в будущем «противоречивый и запутанный» характер американской политики по отношению к Китаю ещё больше усилится. 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться