Женское балтийское трио в Вильнюсе обсудило Rail Baltic

Женское балтийское трио в Вильнюсе обсудило Rail Baltic

Оптимистическими заявлениями неприглядной реальности не скрыть

На недавней встрече в Вильнюсе премьеры Латвии, Литвы и Эстонии Эвика Силина, Ингрида Шимоните и Кая Каллас обсудили ход и перспективы строительства высокоскоростной дороги Rail Baltic, которая должная надёжно связать три государства Балтии с Польшей и далее с остальной частью Европейского союза.

Женское премьерское трио должно было понять и решить, что не так со строительством Rail Baltic, почему срываются сроки и увеличиваются сметы. Но в итоге политики ограничились оптимистическими заявлениями. 

«Мы, трое женщин, всегда можем найти практические решения любых задач. Я верю, что мы будем полны решимости продолжить проект», – заявила премьер-министр Латвии Эвика Силиня. Добавив, что все три страны Балтии должны сохранять единую позицию на переговорах с ЕС по вопросу дополнительного финансирования. 

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас сообщила, что в этом году в Эстонии начнется строительство первого 74-километрового участка европейской колеи, составляющего треть участка Rail Baltica в этой стране.

«Наша цель – завершить строительство Rail Baltica к 2030 годам. Чтобы достичь этой цели, нам всем нужно не сбиться с пути», – отметила Каллас.

«Пути – это серьезная проблема. Самая главная задача – это путь, не станции, не все остальное, что должно быть вокруг железной дороги, а сам путь, потому что он – начало всего и ему нужно уделять высший приоритет», – сказала, пытаясь выглядеть серьёзной, литовский премьер-министр Ингрида Шимоните.

По результатам переговоров премьеры Латвии, Литвы и Эстонии сделали совместное селфи, запостились в соцсетях, всем заявили, что всё будет отлично, и побежали пить кофе. 

Но раз премьеры Балтии не стали углубляться в проблемы Rail Baltic, давайте расскажем о них мы. 

Стоимость проекта за последние несколько лет значительно возросла – официально с 3,6 млрд евро до 5,8 млрд евро. Это при том, что СМИ уже называют сумму в 8 миллиардов евро. 

Да, ЕС обещает покрыть 85 процентов расходов, но остальные-то 15 процентов надо изыскать балтийским странам! А это достаточно большие суммы для Латвии, Литвы и Эстонии, бюджеты которых и так обременены возросшими военными расходами. 

«Латвии надо менять сильно изношенный подвижной состав, поддерживать железнодорожную инфраструктуру на фоне снижения доходов от транзита. А тут ещё и возрастающие траты на Rail Baltic», – поделился в разговоре со мной чиновник Министерства сообщений Латвии. 

Но главное даже не расходы на строительство. Главное – траты на будущую эксплуатацию инфраструктуры Rail Baltic. Как отмечают латвийские СМИ, эксплуатация новой железнодорожной ветки тоже будет требовать значительных вложений. Согласно первоначальным оценкам, расходы на обслуживание инфраструктуры для всей железнодорожной линии во всех трех странах составят порядка 60 млн евро в год.

Насколько Rail Baltic будет рентабельной? Сколько пассажиров из быстро теряющих население стран воспользуются услугами высокоскоростной магистрали? 

Ведь изначально при разработке проекта Rail Baltic закладывалась возможность подключить её к обслуживанию российского и белорусского транзита. Объёмы которого снижаются из года в год. 

«Rail Baltic может стать убыточной. Сейчас мы ведём переговоры об увеличении финансирования ЕС как на строительство, так и на будущую эксплуатацию», – отметил в беседе со мной представитель Министерства сообщений Латвии. 

Так зачем строить? Ларчик открывается просто. Сейчас в планах НАТО в отношении Балтийского региона есть уязвимое место – снабжение группировки альянса в случае кризисной ситуации. 

Разная колея (в странах Балтии до сих пор советская) приводит к тому, что в настоящее время железнодорожные конвои НАТО из Центральной Европы останавливаются на железнодорожной станции Шяштокай, всего в 10 километрах после пересечения польско-литовской границы. Здесь грузы либо загружаются в поезда с колесами для российской колеи, либо выгружаются и впоследствии перевозятся автомобильным транспортом, отмечают латвийские СМИ.

В случае строительства Rail Baltic, изначально рассчитанной на европейскую колею, это проблема решается. Составы с военными эшелонами смогут на всей скорости нестись в страны Балтии. 

Может поэтому премьеры Балтии публично не рассказывали о проблемах Rail Baltic, излучая оптимизм? Кстати, заседания балтийских правительств по проблемам Rail Baltic обычно проводятся в закрытом режиме.