Последний участок частной земли на побережье Шпицбергена (близ столицы этой части норвежской территории со специфическим правовым режимом – Лонгийра, на Соре-Фагер-фьорде) на днях был выставлен на продажу за 300 млн евро (323 млн долл.), причём, как отмечает Bloomberg, данная «сделка будет иметь геополитические последствия», включая возможное (и, видимо, уже планируемое) размещение на архипелаге военных объектов НАТО и Пентагона на выкупленной через посредника или подставной компании земли, что затруднило бы использование Северного морского пути Россией.
По данным агентства, решение о продаже участка было принято из-за таяния льдов в районе Шпицбергена, что в воспалённом воображении западных геостратегов якобы «является благом для России, которая расширит судоходные маршруты и нарастит запасы энергоресурсов» (восточнее и юго-восточнее Шпицбергена обнаружены крупные запасы нефти и особенно газа). Соответственно, продажа участка – это «...единственная возможность получить землю в высокогорных районах Арктики и создать здесь стратегический плацдарм», приводит агентство мнение норвежского юриста Петера Киллингстада, представляющего интересы продавца. Юрист подтвердил, что это «последний частный участок на архипелаге из нескольких островов: трех крупных, семи средних и ряда небольших».
Речь идёт об участке земли, расположенном почти в 65 км к западу от Лонгийра. Более 100 лет он принадлежал норвежскому холдингу Aktieselskabet Kulspids по разработке асбеста, слюды, графита и редкоземельных элементов. Но, как видно, эти ресурсы на вышеупомянутых островах и на примыкающем к ним побережье Шпицбергена предпочитали не разрабатывать. В этой связи Киллингстад отмечает, что «сделка является довольно чувствительной из-за геополитических соображений. Поскольку покупатели смогут воспользоваться этой землей так, как им заблагорассудится».
Вместе с тем по использованию участков на архипелаге имеется ограничение, сетует Bloomberg: покупатели должны соблюдать условия международного бессрочного Договора о Шпицбергене 1920 года. Признавая суверенитет Норвегии над архипелагом, принятый более века назад в Париже документ объявил его постоянно демилитаризованным, запретив использование Шпицбергене «в целях, подобных войне или подготовке к войне». Договор подписали более 40 стран, в том числе РСФСР (после 1922 года – СССР), Китай, Великобритания, США. Согласно статье 9, Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо военно-морской базы или укреплений в районе действия договора, а любое использование архипелага в военных целях запрещается. При этом в документе не отражена невозможность создания здесь – как и на примыкающих к архипелагу (с юга и юго-востока) крупных островах Медвежий и Надежды – военных объектов, которые не всегда могут считаться подготавливающими войну.
Иными словами, военно-политический изъян договора о Шпицбергене косвенно способствует планам Североатлантического альянса по милитаризации всего ареала Шпицбергена (с прилегающими островами).
Нелишне напомнить, что Советская Россия / СССР изначально выступали за норвежский суверенитет на Шпицбергене и упомянутых островах вопреки планам их «временной опеки» Великобританией. Наряду с самой Норвегией позицию Москвы в этом вопросе поддерживали все страны Скандинавии. Соответственно, Норвегия одной из первых в зарубежье установила дипотношения с СССР в марте 1924 года: тогда же Москва подтвердила суверенитет Осло на островах Медвежий, Надежды и к концу 1920-х – и на южно-атлантическом острове Буве. Заметим, Российская империя была первой нескандинавской страной, признавшей независимость страны фьордов в 1905 г. от Швеции...
События Великой Отечественной войны наглядно продемонстрировали руководству СССР военно-стратегическую важность Шпицбергена и примыкающих норвежских островов. В начале 1950-х годов Советский Союз предлагал разработать и подписать международный договор, предполагавший постоянный военный нейтралитет на Северном Ледовитом океане. На Скандинавском полуострове эту идею поддержали Финляндия и Швеция, в то время как Норвегия, Дания и Исландия сослались на своё членство в НАТО.
В 1951 г. Шпицберген был включён в сферу компетенции военного командования НАТО, на что СССР ответил дипломатической нотой протеста о нарушении статьи 9 Парижского договора. В ответ Норвегия заверила Москву, что не намерена сооружать на архипелаге военные базы или использовать его в военных целях и не допустит подобных действий от других стран, что положило начало практике разноречивых трактовок положений Парижского договора о демилитаризованном статусе архипелага. К примеру, норвежцы считают неправильным толкование статьи 9 Парижского договора как закрепляющей полную демилитаризацию Шпицбергена, поскольку данное положение якобы запрещает лишь конкретные действия. Соответственно, всё, что не охватывается этими действиями, должно быть разрешено – в том числе и создание военных объектов.
В Осло оставляют за собой право на проведение оборонительных операций в рамках договорённостей союзников по НАТО, включая реализацию положений статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне в случае гипотетического вооружённого нападения на архипелаг. Кроме того, норвежцы не считают нарушающим Парижский договор заход кораблей своих ВМС и Береговой охраны в порты Шпицбергена, а также визиты военного персонала Норвегии на архипелаг (1).
Немаловажное значение отводится норвежским островам и Арктической стратегией США, обновление которой было анонсировано шефом Пентагона Ллойдом Остином ещё весной 2022 года под предлогом «глобального расширения НАТО и глобального потепления», с учётом «новых реалий в регионе». И хотя подробностей предполагаемых новаций представлено не было, тем не менее некоторые зарубежные СМИ упоминали о планируемом размещении крупных военных складов и новых объектов теле-радиоразведки на американской Аляске, в арктическом регионе Канады и во всех входящих в НАТО скандинавских странах (включая и датскую Гренландию, северный шельф которой, как и арктические шельфы Норвегии, Канады и западный шельф Аляски примыкают к арктическому шельфу РФ).
В свою очередь, помощник министра обороны США по вопросам Арктики Айрис Фергюсон кратко уточнила, что «документ разработан в тесном сотрудничестве с союзниками, в том числе со странами Северной Европы». А в октябре 2022 г. в Конгрессе США допускали, что Арктика может стать новым центром конфликта с Россией.
О существенном ужесточении условий работы российских организаций на архипелаге Шпицберген и в его водах заявлял МИД России, отмечая и попытки властей Осло нарастить свое военное присутствие на архипелаге. В частности, указывалось на демонстративный заход фрегата ВМС Норвегии в порт Лонгийра и активизацию норвежской Береговой охраны в акватории российского угольного поселка Баренцбург. «Очевидно, что под лозунгом „демонстрации флага“ Осло предпринимает усилия по закреплению Шпицбергена в сфере своей военной активности», – отмечалось в заявлении МИД РФ в октябре 2022 г. Парижский договор по Шпицбергену 1920 года предусматривает сугубо мирное использование архипелага, не устают напоминать в российском дипломатическом ведомстве, однако вышеупомянутая «лазейка», позволяющая, мягко говоря, вольно трактовать вопросы демилитаризации, позволяет придавать военным манипуляциям альянса в регионе Шпицбергена некий призрак политико-правовой легитимности. (2)
В то время как западные игроки вынашивают планы военной экспансии, Россия и её партнёры по межгосударственному объединению БРИКС концентрируются на совместных научных исследованиях. Так, одна из сессий прошедшей в Санкт-Петербурге Второй международной научно-деловой конференции POLAR была посвящена изучению изменений природной среды Шпицбергена, важного для понимания механизмов и прогнозирования будущих изменений природной среды в Арктике. Один из самых северных регионов Европы стремительно теплеет, что отражает более широкие тенденции на истончение ледяного покрова с вероятным его исчезновению в ближайшие 100 лет. Уже этим летом российский научный центр на архипелаге посетит китайская делегация, что, безусловно, будет способствовать укреплению комплексного взаимодействия в регионе. А в начале мая на Шпицберген прибыли первые участники «Китайской арктической экспедиции-2024»: трое исследователей приступили к работе в действующей с 2004 г. исследовательской станции «Хуанхе» в Ню-Олесуне. Предполагается, что в 2024 году станция примет около 50 китайских специалистов в ходе сезонных экспедиций по различным научным направлениям. В исследованиях Арктики учёные из Поднебесной используют два ледокола и совместную с Исландией обсерваторию.
Интерес Китая к региону растет с момента публикации в 2018 году «Белой книги» по Арктике, что свидетельствует об амбициозных планах Пекина. Определяя себя как «приарктическое государство», Китай стремится играть значительную роль в геополитике и экономическом развитии региона, учитывая стратегическую ценность этого региона по мере появления новых судоходных маршрутов при таянии морских льдов.
Перспектива китайского присутствия Соре-Фагер-фьорде по результатам коммерческой сделки вызвала обеспокоенность в Осло, и власти не замедлили вмешаться. Спецслужбы сослались на «серьёзную угрозу безопасности», и генеральный прокурор Норвегии распорядился остановить продажу, заметив, что государство строго регламентирует землепользование на архипелаге. Надо полагать, подобного рода заявления призваны прикрыть дальнейшее втягивание Страны полуночного солнца в орбиту далеко идущих планов евроатлантистов.
Заглавное фото: В арктическом поселке российского присутствия «Пирамида» (архипелаг Шпицберген) прошло самое северное в мире шествие Бессмертного полка, @AlexNovi
Примечания
(1) Тодоров А. Шпицберген в контексте военной безопасности в Арктике // Арктика и Север. 2020. № 39.
(2) Норвегия де-факто отделила Надежды и Медвежий от договора с 1 сентября 1939 г., а В. Квислинг предписал (1941 г.) военное сотрудничество с Германией на этих о-вах, на самом архипелаге (и на о. Ян-Майен – между Норвегией и Гренландией). Относительно островов Медвежьего и Надежды, 12 ноября 1944 года советский МИД предложил дополнить договор о Шпицбергене более чёткой его демилитаризацией. И передать Медвежий под суверенитет или в длительную аренду СССР, а о. Надежды – в совместное управление. Норвегия 9 апреля 1945 г. предложила компромисс: соглашение о совместной ответственности Норвегии и СССР за оборону Шпицбергена и этих норвежских островов. Переговоры были прерваны Москвой в апреле 1953 г., хотя до апреля 1953 г. Москва настаивала на специальном соглашении о нейтральном статусе тех же территорий.