Госконтроль Латвии представил результаты двух ревизий проекта Rail Baltica. Были проанализированы расходы как в целом трёх стран Балтии, так и отдельно Латвии.
Итак, за семь лет расходы на проект возросли вчетверо в масштабе Балтии – с 5,6 млрд евро до 20,3 млрд евро, в Латвии – с 1,97 млрд евро до 9,6 млрд евро. Об этом сообщил на пресс-конференции глава Госконтроля Эдгар Корчагин.
Дальше – больше. По представленным всеми тремя странами Балтии оценкам, для завершения только строительства инфраструктуры Rail Baltica необходимо дополнительно найти 19 миллиардов евро. В частности, на латвийскую часть - 7,6 млрд евро. Это без учёта подвижного состава и расходов на эксплуатацию.
Почему так дорого? С одной стороны, инфляция, но не в таких же пропорциях. Даже золото на бирже не растёт так быстро, как сметы на проект Rail Baltica.
Всё просто. Что касается Латвии, то лоббисты строительных компаний навесили на проект максимальное количество дополнительных функций. Это и красивейшее здание вокзала в Риге, и множество промежуточных станций.
«Проект на 85 процентов финансирует ЕС, Латвия – лишь 15 процентов. Реализуют же преимущественно латвийские компании. Так что Rail Baltica стала прекрасной дойной коровой для латвийского строительного бизнеса и его лоббистов», – отметил в разговоре со мной депутат Сейма Латвии.
«В Латвии прекрасно понимают, что Rail Baltica необходима для военных нужд, а значит, Брюссель будет вынужден раскошелиться в любом случае», – подчеркнул мой собеседник.
И действительно, сейчас в планах НАТО в отношении Балтийского региона есть уязвимое место – снабжение группировки альянса в случае кризисной ситуации.
Разная колея (в странах Балтии до сих пор советская) приводит к тому, что в настоящее время железнодорожные конвои НАТО из Центральной Европы останавливаются на железнодорожной станции Шяштокай, всего в 10 километрах после пересечения польско-литовской границы. Здесь грузы либо загружаются в поезда с колесами для российской колеи, либо выгружаются и впоследствии перевозятся автомобильным транспортом, отмечают латвийские СМИ.
В случае строительства Rail Baltic, изначально рассчитанной на европейскую колею, это проблема решается. Составы с военными эшелонами смогут на всей скорости нестись в страны Балтии.
Так что Брюссель заплатит, но всё-таки надо назначить стрелочника, который ответит за подорожание. И стрелочник был найден. Им назначили бывшего министра сообщения Талиса Линкайтса, который руководил министерством с 2019 по 2022 год. Он уже хромая утка, так как представляет идущую на дно «Консервативную партию». Так что его не жалко.
Сам Талис Линкайтс в интервью TV3 назвал происходящее вокруг Rail Baltica "политическим хайпом" и заявил, что министерство под его руководством регулярно информировало правительство о текущих и реальных затратах проекта, которые в тот момент можно было рассчитать.
Но кто уже Талиса Линкайтса будет слушать? Главное, доложить о виновном в Брюссель, а дальше продолжать доить жирную корову Евросоюза.