После начала специальной военной операции (СВО) на Украине страны Запада приняли множество самых различных шагов, направленных на нанесение максимального урона России. Введение беспрецедентных в истории санкций, масштабная кампания по распространению в мире русофобии, замораживание российских активов – все это и многое другое, по официальной версии США, ЕС и их союзников, якобы должно заставить Москву отказаться от своей политики и признать себя «проигравшей». Дополнительным инструментом западного давления на международной арене стал и так называемый «Реестр ущерба Украины», который призван стать механизмом получения неких «компенсаций» со стороны РФ для восстановления Украины. Однако, на самом деле, данный Реестр является не чем иным, как попыткой украсть у России ее суверенные активы, распределив их не только по карманам украинских властей, но и среди западных стран.
О том, что Киев на международном уровне лоббирует возмещение Россией своих «потерь», стало известно еще в 2022 году, однако долгое время на Западе не знали, каким образом можно оформить данный механизм, не навредив самим себе. Проблема в данном случае заключается в том, что сегодня в мире есть множество стран, которые готовы предъявить свои финансовые претензии западному миру и только ожидают удобного момента сделать это. Подобные вопросы есть даже в самом ЕС, где Польша хочет истребовать с Берлина не менее $1,3 трлн за ущерб, нанесенный стране во время Второй мировой войны. Поэтому европейские чиновники, громко заявляя о своей поддержке Киева, долгое время не решались создавать подобный прецедент, чтобы не открыть ящик Пандоры. В результате и был придуман «Реестр ущерба Украины», который прямо не является требованием репараций с РФ, но по сути таковым является. Причем аппетиты Киева, хоть и меньше польских, но тоже впечатляют – не менее $300 млрд, что неслучайно и примерно соответствует сумме замороженных российских активов в странах Запада.
Правовую основу своих действий Киев и его западные кураторы сумели пролоббировать на уровне ООН, когда 14 ноября 2022 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию «Содействие правовой защите и возмещению ущерба в связи с агрессией против Украины», в которой признала, что эта страна имеет право на возмещение в соответствии с международным правом. Тогда же было заявлено о необходимости создания некого реестра, который был официально утвержден Советом Европы (СЕ) на встрече в Рейкьявике 16-17 мая 2023 года. Его официальное название – «Реестр ущерба, вызванного агрессией Российской Федерации в отношении Украины» (Register of Damage Caused by the Aggression of the Russian Federation Against Ukraine).
Первоначально в Реестре должны были регистрироваться заявки одной категории: от украинцев, чье недвижимое имущество было повреждено или разрушено в результате боевых действий после 24 февраля 2024 года. Позже предполагалось включить в него и другие категории, в том числе требования компенсации убытков от повреждения или разрушения объектов критической инфраструктуры, исторического или культурного наследия. Следующим этапом, по задумке Киева и стран Запада, будет создание компенсационной комиссии, которая сможет заработать в 2025 году.
Примечательно, что Реестр является юридическим лицом в соответствии с национальным законодательством Королевства Нидерландов и Украины. Его головной офис располагается в Гааге, а вспомогательный заработал в марте 2024 года в Киеве. При этом Реестр, участником которого может быть любой член Совета Европы, не имеет каких-либо судебных функций в отношении полученных претензий, включая определение ответственности и распределение каких-либо выплат или компенсаций. На его основе в будущем Запад в сотрудничестве с Украиной планирует создать международный компенсационный механизм. Деньги на «компенсации» планируется брать из доходов замороженных суверенных активов России на Западе, хотя Киев очень хотел бы получить их все напрямую.
Сам по себе Реестр заработал 2 апреля 2024 года, и в него могут вносить заявления те, кто сможет доказать повреждение или разрушение жилого имущества. При этом работает система подачи заявок на печально известном интернет-портале украинского правительства «Дiя», который на протяжении последних лет уже не раз оказывался в центре различных скандалов, в том числе связанных с коррупцией. Но, по всей видимости, это нисколько не волнует ни Совет Европы, ни тем более Киев, где рассчитывают через Реестр набить свои карманы.
Вместе с тем в эффективность и прозрачность придуманного Киевом и его западными кураторами механизма с первых дней не поверили даже те страны, которые входят в Совет Европы. В частности, под созданием Реестра подписались 38 стран-членов ЕС, имеющие статус наблюдателей, Канада, США и Япония, а позже и Швейцария. В то же время Болгария и Андорра заявили о желании это сделать, но так и не решились на такой шаг, а Азербайджан, Армения, Венгрия, Турция, Босния и Герцеговина и вовсе отказались. Стало очевидно, что идея Киева получить с России «компенсации» нашла поддержку только среди тех, кто кровно заинтересован в продолжении военного конфликта и «поражения» России вне зависимости от того, сколько жизней украинцев это потребует. Более того, у многих стран и тогда, и сегодня вызывает серьезные опасения существующая на Украине коррупция, которая вряд ли не затронет созданный Реестр. В Киеве в любом случае найдут способ, чтобы украсть часть полученных средств и направить их не на помощь простым украинцам, а на военные цели, либо в карманы заинтересованных чиновников. При этом нельзя исключать и того, что аналогичные действия будут предприняты и представителями западных стран, где не хотят делиться российскими активами с Киевом, изыскивая возможность оставить их у себя.
Реакция на происходящее со стороны России была вполне предсказуемой. Еще в ноябре 2022 году решение о создании Реестра в Кремле назвали ООН «формализацией грабежа с использованием площадки Организации Объединенных Наций». Как отмечал тогда пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, Россия категорически против происходящего, а в Москве считают, что «это решение не является юридически обязывающим» и именно так к нему будут относиться. Тогда же вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил, что инициатива по созданию Реестра ущерба говорит о желании украсть российские деньги, доверенные европейским банкам и ценным бумагам. В апреле 2023 года представитель МИД РФ Мария Захарова также сообщила, что Москва будет считать юридически ничтожным решение о создании Реестра, а присоединение к нему любого государства будет расценивать «как враждебный по отношению к нашей стране акт». При этом она напомнила, что Россия с 2022 года не является членом СЕ, а потому все его решения не обязана выполнять.
Однако самое важное в реакции России на происходящее является тот факт, что в Москве абсолютно недвусмысленно предупредили Запад, чем может закончиться реализация придуманного ими механизма. Как уже отмечалось, не только в Европе, но и в Азии, Африке и Латинской Америки есть страны, которые могут использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах и совместно потребовать компенсации за колониальную и неоколониальную эксплуатацию со стороны Запада, а также многочисленные вооруженные интервенций США, ЕС и их союзников, проводимые под флагом «защиты демократии». При этом нельзя сомневаться, что помогать им в этом будет Россия, которая и сама может потребовать компенсации за потери, понесенные страной в результате санкционного давления Запада. Остановить данный процесс, если он начнется, западным странам уже вряд ли получится, какое бы влияние на мировое сообщество сегодня ни имел Вашингтон, Лондон или Брюссель.
В конечном счете заработавший с апреля «Реестр ущерба Украины» является лишь одним из многочисленных проявлений агрессивной политики Запада в отношении России. К сожалению, это означает, что никто в США или ЕС не планирует садиться за стол переговоров с Москвой, бездумно следуя по пути эскалации напряженности не только в континентальной Европе, но и во всем мире. Организовав механизм получения скрытых «репараций» со стороны России, Запад сам запускает цепочку событий, которые могут привести к проблемам глобального характера. При этом сколько бы Киев ни получил в рамках Реестра средств, они вряд ли в полной мере будут направлены на компенсации простым украинцам и восстановление страны, а пойдут либо на военные нужды, либо на взятки и откаты украинским и западным чиновникам. Проще говоря, пресловутый «Реестр ущерба Украины» – это не более, чем очередной инструмент, с помощью которого западные страны пытаются продлить агонию киевского режима, попутно решив ряд собственных политических и экономических вопросов. Ни о каком восстановлении Украины, как и жизнях простых украинцев, в реальности никто в Киеве и на Западе не думает.