Накануне в Сухуме перед зданием парламента имели место разрозненные протестные акции против законодательной инициативы о доступе иностранных граждан к покупке апартаментов в Абхазии. Демонстрации организовала оппозиция, которая ранее инициировала выступления против передачи госдачи в Пицунде в собственность России.
Поводом для активизации оппозиции стало намерение депутатов профильного комитета Народного собрания Абхазии фактически в закрытом режиме рассмотреть пилотный проект о создании в стране нескольких зон с апартаментами. Перед парламентом собрались сотни людей, в свою очередь власти стянули на место войска и милицию. Протестующие попытались прорваться в здание, в результате чего произошли стычки с силовиками. Один из участников акции открыл стрельбу в направлении военных, но позже был задержан.
Оппозиция считает, что государственность Абхазии находится под угрозой из-за возможной массовой скупки недвижимости иностранными гражданами. Со своей стороны представители власти представляют законопроект об апартаментах как путь для потока инвестиций в страну, убеждая в отсутствии опасностей для суверенитета республики.
Действующий в Абхазии запрет на покупку недвижимости иностранцами – давняя проблема, вызывающая в абхазском обществе жаркие споры. Невозможность приобретения участков сдерживает российский бизнес от захода в страну и реализации там проектов, в первую очередь, туристических.
Как результат, инфраструктура Абхазии так полностью не восстановилась после войны 1992-1993 гг. и республика не может полноценно реализовать свой курортный потенциал. Российский частный капитал в страну по-крупному не заходит, и она сохраняет полную зависимость от дотаций из российского бюджета.
Конечно, нынешние протесты в Абхазии содержат элементы внутриполитической борьбы за власть. Подобные демонстрации перед правительственными зданиями для этой страны скорее норма, чем исключение. Именно с уличных выступлений оппозиции начинались процессы смещения Александра Анкваба и Рауля Хаджимбы с президентского поста.
Сейчас нет никаких убедительных оснований утверждать, что оппозиционные выступления инспирированы какими-либо внешними силами. Вместе с тем, очевидно, что снятие моратория на продажу собственности зарубежным гражданам вызовет всплеск сделок купли-продажи с гражданами РФ. А следовательно, недовольство части абхазского общества таким шагом заинтересованные игроки вполне могут использовать против Москвы.
Речь здесь идёт не столько о соседней Грузии, сколько о США, Британии, Евросоюзе и подконтрольных им НПО с грузинской пропиской. Выгода создания ещё одного очага напряжённости у границ России для Запада несомненна. Абхазия – союзник России, на её территории есть российская сухопутная и военно-морская базы. Расшатывать обстановку в приморской стране с точки зрения англосаксов особенно полезно с учётом провала попыток заставить Грузию открыть «второй фронт» против России.
Опасения части населения страны Апсны потерять независимость в свете углубления интеграции с Россией дают западным политтехнологам потенциал для продвижения антироссийских настроений. С этим Москве нужно считаться, чтобы не пустить ситуацию на самотёк, как это произошло раньше с Арменией.
Соб. корр. ФСК