Прихожане Украинской православной церкви приносят цветы на место разрушенной режимом Зеленского Владимиро-Ольгинской часовни Десятинного мужского монастыря УПЦ

Неоязыческий конфликт с каноническим православием на Украине

Агрессивное неоязычество идёт в политику

Для того чтобы разорвать духовно-культурные связи с Россией, украинская элита разрабатывает различные варианты действий. Один из них – удар по Русской православной церкви (РПЦ), представленной на Украине Украинской православной церковью (УПЦ). Несмотря на то что УПЦ после начала российской спецоперации на Украине старается всячески отстраниться от того, что она часть РПЦ, ей всё равно не верят. УПЦ находится в патовой ситуации. Любая её активность делает ей только хуже. Попытка отстраниться от РПЦ ведёт к нарушению канонических основ, делает УПЦ более уязвимой для политических манипуляций, а заявление о том, что она часть РПЦ, должно усилить репрессии против неё. Однако репрессии усиливаются и без подобных напоминаний. То есть просто молчать о своей принадлежности к РПЦ для УПЦ тоже не вариант. В отношении УПЦ на Украине сейчас можно проводить любые акции. Государство это одобряет. 

Показательным примером может служить то, что когда в 2012 г. активистка движения FEMEN спилила поклонный крест в Киеве в знак поддержки Pussy Riot, то на неё завели уголовное дело, обвинив в хулиганстве. Правда, позже выяснилось, что крест был не православный, а католический. Тем не менее, государство отреагировало на акт вандализма уголовным расследованием. После государственного переворота 2014 г. реалии на Украине начали меняться. Так, в мае 2022 г. в Ровенской епархии приверженцы неканонической Православной церкви Украины (ПЦУ) спилили поклонный крест, установленный общиной УПЦ при въезде в поселок Демидовка. Каких-то возмущений со стороны официальных украинских властей этот акт вандализма не вызвал. В апреле 2023 г. неизвестными был спилен поклонный крест в селе Подолье Киевской области. Полиция занялась расследованием, но об открытии уголовного дела не сообщали. Видимо, потому, что крест был поставлен представителями УПЦ. Т. е. Украина всё более явно превращается в государство-гонителя канонической православной церкви. 

Интересно, что выдавливание канонического православия не всегда происходит в пользу православия неканонического, раскольнического. Как утверждает российский религиовед Роман Силантьев, гонение на УПЦ происходит в том числе и потому, что украинские власти не видят христианские ценности в качестве идеологической основы, поэтому на Украине активизируется «религия украинства, скорее всего, так она будет у нас в учебниках называться, или укронацизм, который в основе своей имеет неоязычество. Причём вполне себе сатанинского характера». 

Президент Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия, заместитель координатора межфракционной рабочей группы Государственной Думы по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей Сергей Гаврилов также видит в борьбе украинских властей с традиционным православием не противостояние «Москвы» и «Константинополя», а цивилизационный конфликт между неоязычеством и православием. Например, именно так Гаврилов обосновал выселение православных монахов из Киево-Печерской лавры в 2023 г. 

Всё протекает очень быстро. Уже упомянутый Роман Силантьев утверждает, что сейчас за один год в духовной сфере Украины происходят такие изменения, на которые ранее потребовались бы десятилетия. «Достаточно еще три-четыре года и будет уже полноценная структура – появятся настоящие капелланы-жрецы, идея [запрещённого в России] “Азова” станет доминирующей». Суть украинского неоязычества состоит в формировании антироссийских идей. «Это культ силы, культ воинов – его они у викингов пытаются заимствовать. Это уже хорошо видно по украинской армии. Армейская элита не скрывает своих взглядов. Глава их вооруженных сил ходит с гитлеровской и языческой символикой. И достаточно быстро это перейдет на всех остальных. Как в Третьем рейхе, где с элиты пошло увлечение неоязыческим оккультизмом, а потом стало распространяться в другие слои населения. Христианство будет вытеснено и в какой-то момент останется разве что на уровне сельских приходов. А руководство страны христианским уже не будет», – говорит Силантьев.

Поверженный идол Перуна, которому совершали оккультные ритуалы украинские нацисты

Поверженный идол Перуна, которому совершали оккультные ритуалы украинские нацисты

Одним из военных формирований, в которых процветает неоязычество, является полк «Азов». Эту воинскую часть даже называют оплотом неоязычества. Его костяк составляют носители идеологии крайне правого толка, желающие создать сверхчеловека и увидеть торжество белой европейской расы. В полку распространены неоязыческие позывные («Сын Перуна», «Ярило», «Любомир» и др.), есть данные, что ряд азовцев даже сменил традиционные имена на дохристианские, вроде Святовита или Радомира. Когда азовцы находились на оккупированной территории ДНР, они обустроили себе капище, похороны сослуживцев также проводились по неоязыческим обрядам. Не слишком жалуют азовцы христианские символы. Например, в 2015 г. в Широкино полк «Азов» собрал и сжёг все иконы, мотивировав это тем, что православие – чужая вера. Ими были уничтожены православные поклонные кресты. Доходило до того, что в оккупированном Мариуполе украинские власти сами несколько раз демонтировали православный поклонный крест, когда недалеко от места его установки «Азов» проводил свои мероприятия. Украинские неоязычники собирали деньги для «Азова». Причём одна из таких неоязыческих русофобских организаций называлась «Русское православное коло». А её глава Святовит Пашник одновременно руководил Гражданским корпусом «Азов» в Запорожье. Азовцы, в свою очередь, принимали участие в неоязыческих обрядах Пашника на Хортице. Привечает «Азов» и неоязычников из «страны-агрессора». Например, в одну из танковых рот «Азова» попал бежавший из России в 2015 г. верховный жрец Земли Северокавказской Союза славянских общин Славянской родной веры Яромир (Сергей Букреев). 

Боевики запрещённого в России "Азова" возле идола Перуна. Фото rusvesna.su

Боевики запрещённого в России "Азова" возле идола Перуна. Фото rusvesna.su

Российский политолог Алексей Кочетков, рассказывая об азовцах и их религии, говорит следующее: «Неоязычество так называемое, которое они проповедуют, у них тоже своеобразное. Это какая-то немыслимая мешанина славянских, скандинавских верований, символов, богов. Основной смысл состоит в том, что христианская мораль вредна для ”здоровья нации”, которую они собираются построить. Поэтому нельзя на неё опираться, нельзя ею руководствоваться. Основной постулат христианской морали – “не убий”. Он вообще здесь не работает, потому что они практикуют в том числе и человеческие жертвоприношения. Есть факты, это подтверждающие. Пленный азовец, сидевший в Еленовке, рассказывал, как он сам себе пускал кровь и молился своим богам, чтобы они помогли ему во время обороны Азовстали. Основная задача этой идеологии – освобождение конкретного человека от пут современной христианской морали».

Нужно отметить, что неоязычество возникло на Украине не сегодня. И оно старше русского неоязычества, начавшего формироваться годах в 1970-х. Первые примеры украинского неоязычества можно найти в межвоенной Польше, куда входил ряд территорий современной Западной Украины. В первой половине 1930-х годов во Львове выходил журнал «Дажбог», тогда же стали появляться первые украинские неоязыческие культы. Одна из первых общин называлась «Родная вера» (по-украински «Рідна віра»). Так что термин «родноверие», которым широко пользуются русские неоязычники, скорее всего, пришёл к ним от украинских «партнёров». Вполне ожидаемо, что создатель «Родной веры» Владимир Шаян во время Великой Отечественной войны сотрудничал с Украинской повстанческой армией (УПА), а после бежал на Запад. Ещё один активист украинского неоязычества Лев Силенко, будучи советским солдатом, попал в плен, бежал, осел в оккупированном Киеве, где работал в украинской националистической газете. Газета была закрыта немцами, а её сотрудники арестованы. В отличие от своих менее везучих коллег Силенко каким-то образом вышел на свободу, переехал на Западную Украину, а затем и в Германию. В самом конце войны он основал «Орден рыцарей Бога Солнца», который, по его задумке, должен был стать боевой единицей запрещенной в России УПА*. После войны украинские неоязычники переехали в другие западные страны, где создали свои псевдоязыческие культы. В 1990-е годы наработки украинских неоязычников-эмигрантов хлынули на Украину, где также начали возникать неоязыческие общины. 

Несмотря на то что количество последователей украинского неоязычества не так велико, оно относительно заметно, поскольку активно репрезентирует себя различными способами, создавая информационные поводы. Активное неоязычество часто связано с национализмом, в основном с его радикальными версиями, а постоянные отсылки к арийским теориям намекают и на расистский дискурс в неоязыческой среде. Естественно, что после государственного переворота 2014 г. в Киеве, Крымской и Русской весны активисты неоязычества выбрали сторону противостояния, которая им была ближе политически, идеологически и духовно.

Украинские неоязычники вмешиваются и в достаточно личные внутрисемейные отношения, когда их об этом не просят. Например, в 2018 г. во Львове во время церемонии захоронения погибшего на Донбассе солдата ВСУ неоязычники, некоторые из которых были одеты в футболки с надписью «Sons Of Odin Valhalla» («Сыновья Одина Вальхалла»), потребовали положить ему в гроб топор. Погибшего отпевал христианский священник, которому неоязычники стали угрожать. Священник напомнил, что при отсутствии письменного завещания человека, как его нужно хоронить, это решают ближайшие родственники покойного. Мать погибшего решила хоронить сына по христианскому обряду. Неоязычники вступили с ней в конфликт и вынудили согласиться на то, чтобы в гроб был положен топор. После этого неоязычники не успокоились, и прямо во время похорон между ними и украинскими солдатами, пришедшими на погребение, произошла драка. 

Неоязычество постепенно захватывает новые идеологические пространства на Украине. Это происходит не только в силу активности самих неоязычников. Активно помогает в распространении неоязычества и государство, особенно госструктуры, ответственные за культуру. Например, стремление украинских чиновников и пропагандистов обнаружить в вышиванках некий код украинской нации отсылает любителей народного орнамента именно к неоязыческой трактовке народной одежды, желание найти украинцев в глубокой древности также намекает на то, что в те времена христианства на эти земли ещё не пришло, поэтому язычество преподносится как якобы изначальная украинская религия.

Фундамент снесённого храма Десятинного монастыря, источник: ukraina.ru 

Фундамент снесённого храма Десятинного монастыря, источник: ukraina.ru

Владимиро-Ольгинский храм Десятинного монастыря в Киеве, снесённый в мае 2024 г.

Владимиро-Ольгинский храм Десятинного монастыря в Киеве, снесённый в мае 2024 г. Источник АиФ

Ярким показателем того, что борьба с каноническим православием на Украине далеко не всегда происходит в пользу неканонического православия, является разрушение в мае 2024 г. Десятинного монастыря в Киеве. Десятинная церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы) – первый христианский каменный храм на Руси, был построен киевским князем Владимиром Крестителем. В XIII в. храм был разрушен монголами. Позже, в 30-е годы XVII в. на этом месте была построена небольшая деревянная Десятинная церковь, а в 1842 г. освящена каменная, уже третья по счёту Десятинная церковь, уничтоженная в 1928 г. После распада СССР на месте Десятинной церкви возник мужской монастырь, принадлежащий УПЦ. Во время майдана 2014 г. его активные участники наведывались в монастырь и надругались над иконами, гася о них сигареты. Тогда пострадали иконы «украинских» святых киевского князя Владимира и киевской княгини Ольги. А в мае 2024 г. ночью украинские власти снесли православную часовню, расположенную в Десятинном монастыре. И буквально сразу рядом с разрушенной часовней был поставлен неоязыческий идол. Это не первый неоязыческий идол на данном месте. В 2009 г. неоязычники установили первый идол, который простоял несколько лет, но был снесён. В 2013 г. была вторая попытка установки идола, но в этом случае он не простоял и суток.  Идола, установленного в 2024 г., пока никто сносить не собирается. К тому же петиция о сносе храма была инициирована руководителем неоязыческой общины «Цветок папоротника» Вячеславом Толпигой. Можно сказать, что на уровне символов на Украине ведётся не борьба неканонического православия против канонического, а борьба неоязычества против канонического православия, о чём и предупреждают российские религиоведы и политики. 

На заглавном фото: Прихожане Украинской православной церкви приносят цветы на место разрушенной режимом Зеленского Владимиро-Ольгинской часовни Десятинного мужского монастыря УПЦ

Статьи по теме