2 августа завершился пятидневный официальный визит премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Китайскую Народную Республику, включавший встречи с председателем Си Цзиньпином, премьером Госсовета КНР Ли Цяном, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи, выступление на форуме предпринимателей, открытие выставки о знаменитом венецианце Марко Поло, экскурсию в сопровождении главы китайского государства по Запретному городу, а также участие в традиционном гастрономическом представлении. Согласно информации официального Рима, рассматривались «приоритетные темы международной повестки дня, от войны на Украине до рисков дальнейшего обострения ситуации на Ближнем Востоке», а также ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и тема возможного реформирования Совбеза ООН. В свою очередь, председатель Си напомнил, что Китай и Италия находятся на противоположных концах древнего Шелкового пути, и в условиях нынешних кардинальных изменений, имеется всего два сценария: либо идти к прогрессу вместе с другими, либо по отдельности – к регрессу.
Одним из итогов переговоров стало подписание двустороннего соглашения об экономическом сотрудничестве с явным акцентом на возобновляемые источники энергии и стимулирование роста традиционно одного из «локомотивов» итальянской промышленности – автомобилестроения, явно переживающего не лучшие времена. Другие направления сотрудничества, имеющего по балансу экспорта и импорта серьёзный перекос в сторону КНР, как и в случае с Турцией, и многими другими странами, – судостроение, авиация и космонавтика, высокие технологии, включая искусственный интеллект. Экспрессивная итальянка вещала о необходимости укреплять партнерство с Пекином и развивать «более эффективное» двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, включая заявленное намерение подписать с Китаем трёхлетний план действий относительно новых форм двустороннего взаимодействия.
Напомним, в конце прошлого года «правое» правительство Мелони, следуя увещеваниям Вашингтона и Брюсселя, вышло из макрорегиональной китайской транспортно-инфраструктурной инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), отринув подписанный в 2019 г. меморандум и сделав акцент на развитии двусторонних взаимосвязей параллельно попыткам активизировать диалог с Тайбэем (административный центр мятежного Тайваня) к вящему неудовольствию Пекина.
Некоторые итальянские наблюдатели полагают, что иностранное, особенно европейское, участие в выдвинутой в 2013 году китайской инициативе могло бы стимулировать более активные политико-дипломатические действия по возвращению острова «в родную гавань». Соответственно, декабрьский демарш Рима расценивается как косвенное сдерживание планов КНР в отношении непризнанной «Китайской Республики». Разумеется, в Китае не в восторге от этого шага итальянцев, но от излишне резкой критики воздерживаются, опасаясь, видимо, более активного развития связей ЕС с Тайбэем.
Расшаркиваясь в Пекине, Мелони и её правительство не забывают о Тайване в самом буквальном смысле этого слова. Так, с 2022 года отмечается рост взаимного товарооборота; появляется информация о поставках на остров товаров двойного назначения (не только из Италии) и об инвестициях на Тайвань через «офшорную» миниатюрную республику Сан-Марино. В октябре 2023 г. в Милане открылось второе после давно работающего в Риме «полуофициальное» представительство Тайваня (ещё подобного рода офисы издавна действуют в Великобритании, Швейцарии, Германии и Франции). В июне 2023-го де-факто глава тайваньской дипломатии МИД Джозеф У наведался в Италию, а также в Польшу, Чехию, Бельгию, где беседовал с дипломатами, представителями торгового и инвестбинеса. Вероятно, по итогам этих и иных встреч подписан ряд контрактов, подробности которых официально не сообщаются.
По имеющейся информации, не подтверждённой и не опровергнутой официально, тайваньские военные эксперты недавно ознакомились с системой обороны отдалённых южных итальянских Пелагских островов и острова Пантеллерия (невдалеке от Ливии, Туниса и Мальты). Можно предположить, что гостей интересовали вопросы обороны островных территорий в неспокойном регионе: напомним, Тайбэй контролирует у побережья КНР 7 небольших островков, которые при определённом стечении обстоятельств вполне могут стать очагом военной эскалации в Тайваньском проливе.
Официальный Рим не поддерживает дипотношений с Тайванем с ноября 1970 года, однако развитие итало- и в целом европейско-тайваньских взаимосвязей пока не встречает жесткой официальной реакции со стороны Пекина, где очевидным образом не заинтересованы в обострении отношений с Европой на фоне всё более агрессивных поползновений со стороны Вашингтона и Токио, инициирующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе различные антикитайские альянсы.
Явно недоброжелательной риторики не в состоянии скрыть и освещающие визит Мелони западные средства массовой пропаганды. Так, по оценке агентства Bloomberg, «обещая Италии выгодные условия двусторонних отношений, Китай разжигает напряжённость между членами ЕС, который, следуя за США, стремится к более жёстким торговым отношениям с КНР. Выделив Мелони и Орбана – наиболее видных лидеров ЕС – Си Цзиньпин играет на линии разлома, проходящей через европейскую политику». Отмечается также, что Италия «не является активным сторонником ответных мер против того, что европейцы называют несправедливыми субсидиями Китая (речь идёт о стимулировании роста демпингового экспорта из КНР в ЕС, растущее субсидирование работы китайских предприятий в ЕС и др. – Прим. авт.). Поэтому велика вероятность того, что, по мнению Пекина, Мелони можно склонить на свою сторону, чтобы смягчить общую позицию ЕС».
По мнению научного сотрудника МГИМО МИД России Елены Масловой, «Мелони пытается вести двойную игру: ее выход из меморандума с КНР можно рассматривать как лояльность США и верность евро-атлантическим ценностям, но одновременно она хочет взаимовыгодного партнёрства с Китаем». Необходимость хотя бы как-то поддерживать на плаву то, что осталось от национальной индустрии, похоже, диктует некоторую перенастройку балансов. «Политическая поддержка взаимоотношений необходима для поощрения китайских компаний инвестировать в Италию, – отмечает главный исполнительный директор Роберто Вавассори, председатель ANFIA (Итальянская ассоциация автомобильной промышленности). – Но пройдет некоторое время, прежде чем мы сможем привнести китайский опыт в Италию. Теперь очередь наших компаний подготовить почву для этого. Поездка была очень позитивным шагом». По словам Вавассори, «в рамках нового партнерства мы хотим перенести производство автомобилей в Европу, особенно в Италию, чтобы иметь новые источники энергии и разрабатывать электромобили». Скорее всего, речь идёт о частичном возврате из Поднебесной в Италию ряда автосборочных производств из страны на Апеннинах, обосновавшихся в КНР ещё в первой половине 1980-х годов ввиду дешевизны местной рабочей силы и географической близости азиатских экспортных рынков. Вместе с тем затраты по обеспечению этих производств местными кадрами и рабочей силой растут, что снижает их рентабельность. Другая причина ухудшившегося положения – растущая конкуренция со стороны автопроизводителей Японии, Южной Кореи и их смежников из Малайзии, Таиланда и Тайваня.
Похоже, экстравагантная госпожа Мелони придерживается аналогичного мнения: китайские инвестиции в Италию «ныне составляют треть по сравнению с итальянскими инвестициями в Китай. Нужно восполнять этот пробел», заявила она на пресс-конференции в Пекине. При этом вышеупомянутый выход Рима из китайского проекта «Пояса и пути», похоже, под сомнение не ставится: «Италия использует другой инструмент в отношениях с Китаем: основное внимание уделяется двустороннему партнерству, а инициатива "Один пояс – один путь" больше связана с конкретным проектом в рамках внешней политики Китая с более широким и глобальным охватом», – отмечает доцент кафедры китайских исследований Университета ЛУИСС из Рима Сильвия Менегацци.
В ходе переговоров с Мелони председатель Си призвал итальянцев «придерживаться духа Шёлкового пути и развивать двусторонние отношения с исторической, стратегической и долгосрочной точек зрения. Китай надеется, что Италия поймет и поддержит его философию развития и сыграет конструктивную роль в продвижении диалога и сотрудничества между КНР и ЕС, а также в содействии позитивному и стабильному развитию отношений между Пекином и Брюсселем». Впрочем, судя по неоднократным эпизодам не вполне адекватного поведения действующей главы итальянского правительства, отнюдь не «дух Шёлкового пути» витает над Вечным городом, а нечто явно более забористое, навеянное холодными ветрами Атлантики. Наверняка сбалансированное развитие взаимовыгодных и торгово-экономических связей отвечало бы интересам обеих сторон. Однако специфический генезис и не вполне самостоятельная, мягко говоря, политика действующих итальянских властей (ярко проявляющаяся в том числе в беспрекословном следовании антироссийским санкциям и поддержке режима Зеленского) едва ли будет способствовать усилиям Пекина использовать Рим в качестве «моста» в Брюссель.