Загадка пули для Карла, который был великим

Наследники Карла II бороздят морские просторы и наращивают помощь Киеву

То, что Швеция вот уже больше 200 лет не воевала с Россией, факт исторический. Да и вообще в последний раз шведы палили из мушкетов в 1813-1814 годах в составе антинаполеоновской коалиции, и даже в начале Первой и Второй мировых войн страна объявляла себя нейтральным государством, не воюющим на чьей-либо стороне и ведущим политику невмешательства. Но вступив в НАТО в марте этого года, Стокгольм в тот же день принялся готовить население к «тотальной обороне» от России, сообщает французский портал Sud Ouest. 

Консервы, портативный фильтр для воды, аптечка и радио – это то, чем рекомендует правительство запастись своих граждан, уточняет издание. А ещё запасаться едой на три месяца вперед, чтобы быть готовым «к самостоятельному выживанию в условиях кризиса», подчёркивает глава агентства по чрезвычайным ситуациям Шарлотт Горницка. Три месяцы с того дня давно прошли, и «русские никак не идут», но правительство настойчиво провоцирует панику и рассылает шведам по всем домам брошюры с правилами поведения на случай «вторжения». Зачем? Это легко вычислить. Не бравшим в руки оружие больше двух веков шведам нужен веский резон, чтобы благословить правительство на рост военного бюджета за счёт их собственных кошельков. 

Найти такой резон всё более сложно потому, что еще с десяток лет назад, когда Европа кувыркалась в финансовом кризисе 2008 года, экономика Швеции росла на 6,9 процента в сравнении с годом ранее, и это был рекордный показатель для страны. Швеция тогда, по данным агентства Bloomberg, была одним из главных локомотивов роста во всем ЕС. Но это тогда. А сейчас при бюджетном дефиците в 0,9% после положительного 2022 года? По призыву главнокомандующего Вооруженными силами Швеции Микаэля Бюдена население страны морально готовится к войне и к «российской угрозе». Эта истерия стала следствием подписания соглашения о сотрудничестве в области обороны (Defence cooperation agreement – DCA) между правительством Королевства Швеция и правительством США ещё в декабре прошлого года. 

Оно, как следует из официального документа правительства, регулирует условия присутствия Вооружённых сил США в Швеции. Но география его действия гораздо шире: «Соглашение DCA станет краеугольным камнем обороны в Северной Европе и создаст условия для американской военной поддержки и присутствия», – заверил министр обороны Пол Йонсон. В июне DCA уже был ратифицирован шведским риксдагом, и американцы получили возможность использовать 17 шведских баз, объектов и военных зон, расположенных по всей Швеции, в том числе в Кируне, Эстерсунде и Лулео на севере страны, Хальмстаде на юго-западе и Роннебю на юге. А так же на острове Готланд, держащем под прицелом всю Балтику. Теперь янки могут размещать там военный контингент, проводить учения и складировать военную технику без всякого запрета на ядерное оружие.

Не знаю, куда смотрит нынешний король Швеции Карл ХVI Густав, но 1 августа правительство Швеции приняло решение о подготовке к проведению крупномасштабных военных операций в 2024-2026 годах. Популярный даже в странах социалистического содружества шведский социализм на глазах стремительно мимикрировал в неолиберальный милитаризм. «Для Швеции и наших союзников важно, чтобы мы обеспечили наилучшие условия для мобильности военных», озаботился министр обороны Пол Йонсон. Для этого и разработан национальный план военной мобильности, цель которого состоит в создании «оптимальных условий для крупномасштабных военных операций в разумные и уместные сроки». Он включает в себя следующие три этапа: «Получение военной поддержки – Оказание военной помощи другому государству – Обеспечение транспортировки подразделений союзников или стран-партнеров по территории Швеции». «Эти меры будут основаны на плане борьбы с военными беспорядками, национальных и международных условиях, а также на текущей международной работе и инструкциях, например, от НАТО, ЕС и нашего Северного оборонного сотрудничества Nordefco», – говорит министр. И не надо объяснять, что шведский солдат не будет защищать интересы своего королевства на Балтике без натовских инструкций.

Да что там Балтика? Попробуйте ответить на вопрос, что потеряла Швеция в Южно-Китайском море. The defence policy direction шведского правительства указывает, что «Индо-Тихоокеанский регион, обширная и густонаселенная территория, простирающаяся от восточного побережья Африки через Индийский океан и архипелаги Юго-Восточной Азии до островных государств Тихого океана, в последние годы приобрел решающее значение с точки зрения центральной оборонной политики и военной перспективы, – вдруг посчитали в Стокгольме. – Стратегическое соперничество между двумя странами, растущий авторитаризм Китая и сотрудничество с Россией, а также расстановка приоритетов в ресурсах Соединенных Штатов между Европой и Индо-Тихоокеанским регионом – все это факторы, влияющие на оборону и безопасность в Евроатлантическом регионе и, следовательно, в Швеции... И конфликты в Индо-Тихоокеанском регионе негативно скажутся на Швеции».

Оцените откровенно натовскую логику документа: «Военное присутствие (Швеции в Индо-Тихоокеанском регионе) может способствовать поддержанию мира, укреплению стабильности, совместному обеспечению безопасности на море, защите важных морских перевозок и сдерживанию агрессии... Участие в военном присутствии будет рассматриваться в тех случаях, когда это будет полезно для региональной безопасности, оборонных интересов Швеции и деятельности шведских вооруженных сил». Зачем шведскому моряку «защищать» чужие воды и берега, если только он не получил команду их захватить? 

Швеция уже участвует в морских инициативах ЕС в северо-западной части Индийского океана и в водах вокруг Африканского рога, и растягивание инициативы по «защите мира» ничем не отличается от оккупации, ставшей главным инструментом «распространения демократии» из США – или это призрак Карла XII, которого в Швеции называют великим, беспокоит Стокгольм?

Думаю, что старшее поколение шведов в лицо рассмеялись бы тому, кто говорил бы о таком «миролюбии» до 7 марта сего года. Но теперь уже не до смеха. С натовскими вожжами под хвостом, Стокгольму сейчас надо найти деньги не только для «расширения сотрудничества со странами-партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе и создания хороших условий для международного сотрудничества и укрепления трансатлантических связей ЕС и НАТО и популяризации оборонных отношений Швеции со странами Индо-Тихоокеанского региона». Нужно кормить ещё и общее для англосаксов «дитя» – Зеленского.

Три месяца назад Швеция согласовало дополнительную военную поддержку Украине в течение трех лет на общую сумму 75 миллиардов крон (7,01 миллиарда долларов), пишет вашингтонский U.S. News. Теперь, включая дополнения, общая планируемая военная и иная поддержка Швеции Украине составит более 100 миллиардов крон в дополнение к уже отправленным Киеву 16 пакетам помощи на общую сумму 43,5 миллиарда шведских крон. 

Парадоксально: отстёгивая миллиарды Украине, шведское правительство признаётся в том, что это может негативно сказаться на государственных финансах после 2026 года. При этом у Министерства обороны Швеции осталось не так много средств, которые можно было бы жертвовать Украине, и Швеции придется перейти от «пожертвований вооружений к их производству». Но никто не хочет оглядываться на госбюджет: по словам министра обороны Швеции Пола Йонсона, Стокгольм готовится установить свое официальное присутствие на Украине, добровольно вписываясь в конфликт. Осенью в посольстве Швеции в Киеве уже будут работать сотрудники министерства производства вооружений (FMV), обеспечивая поставку вооружений. 

Маховик раскручивается стремительно. Швеция планирует потратить на оборону от несуществующего противника в этом году 127 миллиардов крон (делим на 10 с четвертью, чтобы приравнять к доллару) вместо 96 прошлогодних. Рост военных затрат на 32 процента – дань Брюсселю за членство в НАТО. Эта дань увеличится в следующем году ещё на 9 миллиардов крон. При этом на те же 9 миллиардов обрежутся в следующем году здравоохранение, медицинская помощь и социальные услуги. Вдвое, с 6 до 3 миллиардов, будут усечены расходы на обеспечение жильем, строительство и потребительские услуги. Со следующего года шведский бюджет надолго уйдёт в минус, подсчитали в правительстве. Но, видимо, через двести лет мира страсть как захотелось шведам повоевать... 

Нет, я не хочу напоминать им Полтаву. Достаточно и того, что смерть короля Карла XII даже через 300 лет остаётся для них самих загадкой. Считается, что вечером 30 ноября 1718 года Карл инспектировал укрепления на холме у осажденной им датской крепости Фредрикстен. Его просили быть осторожней, но он оказался в зоне досягаемости выстрела из крепости, и пуля попала ему в висок... Чья пуля, если в самой Швеции многие просто мечтали о смерти короля, втянувшего страну в бесконечные войны и обложившего страну непомерными налогам для ее финансирования?

История молчит. Но учит.

Оцените статью
4.9
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться