В конце минувшей недели президент Турции Реджеп Эрдоган очередное балканское мини-турне, побывав в Тиране, где ему был оказан «султанский» приём, а также в Белграде, улицы которого также были увешаны красными флагами с полумесяцем.
Как известно, в Ак-Сарае признали так называемое «государство» Косово одними из первых. Недавно в Приштине побывал министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, проинспектировав строительство очередной мечети и отстегнув местным де-факто властям очередной миллион долларов. Не обошлось без символов и в Тиране, где турецкий лидер открыл наиболее крупную на Балканах «Великую мечеть», очевидным образом стремясь укрепить происламские настроения в кланово-националистической албанской среде.
Однако одной только «дипломатией мечетей» и сомнительными финансовыми транзакциями дело не ограничивается: турки активно снабжают албанских боевиков разнообразными вооружениями, включая беспилотники «Байркатар», бронетехнику и много чего ещё.
Так что премьер-министр Албании Э. Рама заявляет о том, что «Косово» не может найти друга лучше, чем Турция, с полным на то основанием. В ответ он получил заверения в том, что Анкара передаст Тиране значительное количество дронов-камикадзе, без расшифровки типа и наименования машин. Учитывая радикально антироссийскую позицию руководства Албании, можно только предполагать, где может оказаться передаваемое Тиране и Приштине турецкое оружие.
На следующий день, 11 октября, Эрдоган вёл переговоры уже в Белграде с президентом Александаром Вучичем, преимущественно по вопросам укрепления торгово-экономического сотрудничества. Стороны подписали более десятка соглашений и меморандумов, в основном декларативного характера. Обращают на себя внимание меморандумы о взаимопонимании между Агентствами по управлению стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями двух стран, а также в сфере труда, занятости и социального обеспечения между профильными ведомствами.
Торговый оборот между Турцией и Сербией уже два года превышает 2 млрд. долл., и стороны намерены довести его до 5 млрд. Турецкие инвестиции за 12 лет выросли с 1 млн. до 405 млн. долл., похвастался Эрдоган. Согласно официальным сербским данным, турецкий экспорт в страну достиг 2,13 млрд. долл. в 2022 году по сравнению с 1,14 млрд. долл. в 2020 году. Более 11 тыс. турецких рабочих заняты в строительном секторе Сербии, в то время как турецкие предприятия предоставляют рабочие места 9 600 сербам.
Судя по итоговой пресс-конференции, обсуждается вопрос о совместном производстве беспилотников после того, как в 2023 г. в Белграде объявили об отказе покупать их у Турции после поставки пяти аппаратов косовскому режиму.
Примечательно, что в числе прочего обсуждались и перспективы взаимных поездок по id-картам (внутренние паспорта), что призвано увеличить поток туристов. Эрдоган также поведал, что сказал Вучичу о необходимости для Белграда руководствоваться «здравым смыслом» в косовском вопросе. «Мы подтвердили приверженность наших стран защите стабильности в Боснии. Я также подчеркнул важность конструктивного подхода Сербии к преодолению политической нестабильности в Боснии», – многозначительно добавил хозяин Ак-Сарая.
Напомним, турецкие власти являются едва ли не основными спонсорами не только албанских боевиков, но также религиозных радикалов в Боснии и Герцеговине и в Санджаке (населённый бошняками-мусульманами юго-западный край Сербии с центром в Нови-Пазаре). Можно предположить, что в случае возникновения любого удобного повода любые форматы «гуманитарного сотрудничества», от поездок «туристов» до ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, могут быть использованы в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела балканского государства.
Соб. корр. ФСК