До прекращения конфликта на Украине еще далеко, но уже сейчас возникает вопрос, вернутся ли украинские граждане домой. Тем более, что, по опубликованным 22 октября данным ООН, за период с начала СВО население Украины сократилось на 10 млн человек.
Понятно, что пока на территории бывшей Украины не будет мира, то вряд ли стоит ждать возвращения миллионов беженцев, основная масса которых находится в странах Европы. Но и европейские страны уже устали одновременно спонсировать киевскую власть и украинских беженцев.
В сентябре немецкий канцлер Шольц потребовал от проживающих в Германии украинцев выйти на работу, а от работодателей – набирать больше граждан Украины, даже если документы, подтверждающие их квалификацию еще не готовы. На сегодня, из порядка 1,2 млн находящихся в Германии украинцев только 200 тыс. являются трудоустроенными.
Хотя и для самих немцев ситуация очень непростая. В некоторых землях уровень безработицы достиг почти 10%, и к тому же многие крупные компании, включая Volkswagen, закрывают свои производства в Германии или сокращают сотрудников.
Вдобавок к пособиям от государства украинские беженцы получают бесплатный доступ к медицинским услугам, возможность посещать языковые курсы и пользоваться консультационными и другими услугами центров занятости. И всё это за счет принимающей стороны.
С целью уменьшения государственных расходов министр финансов Германии Линднер 23 октября предложил «рассмотреть отдельный правовой статус для беженцев с Украины», после чего они перестанут автоматически получать социальные пособия. По его задумке, это должно стимулировать их трудоустройство (ну или возвращение на родину).
Глава МИД Польши Сикорский вообще предложил Германии, где проживает наибольшее количество украинских беженцев, перечислять пособия беженцев напрямую на счета правительства Зеленского: «Нехорошо, что существует финансовый стимул быть в Германии вместо того, чтобы мужчинам воевать на фронте, а женщинам работать на Украину».
Естественно, имелись в виду не те беженцы, кто уже работает на Польшу, Германию и другие европейские страны, которые не хотят лишаться этой низкооплачиваемой, но в целом высококвалифицированной рабочей силы. Речь, скорее, идет о тех, кто за два с лишним года нахождения в ЕС так и не стал работать, а продолжает получать социальные пособия.
Даже киевская власть понимает, что западные страны не будут способствовать возвращению работающих в них граждан Украины после прекращения боевых действий.
По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вклад украинских беженцев в ежегодный рост ВВП составляет 1,2% для Чехии, Польши, Эстонии и 0,8% для Венгрии, Латвии, Литвы, Словакии и Румынии. Чуть меньшие цифры для других стран Европы. Плюс, по данным Нацбанка Украины, украинцы тратят за границей ежемесячно до 2 млрд. долл. США, что, естественно, положительно сказывается на экономиках принимающих стран.
Тем более, что большая часть украинских беженцев – это трудоспособные женщины 35-49 лет, из-за выезда которых экономика Украины уже теряет от 2,7 до 6,9% ВВП ежегодно. Не говоря уже о пропасти демографического кризиса.
По мнению эксперта Андрея Гайдуцкого, опубликованному в «Зеркале недели» 19 октября, для стран Европы «украинцы как манна небесная, стабилизирующая ситуацию на рынке рабочей силы. А еще есть США и Канада, которые за три года привлекли более 800 тысяч украинцев. Они как пылесос готовы поглотить всех тех, кто не интегрируется в ЕС, ведь условия интеграции в Америке значительно легче».
Если Украина продолжит свое существование, то, по мнению эксперта, за неимением рабочих рук будет очень трудно реализовать план восстановления страны «без привлечения иностранных мигрантов».
Но что же думают сами украинские беженцы?
По данным Мюнхенского института экономических исследований (IFO), опубликованным 18 октября, половина украинцев, проживающих в Европе, в равных долях планирует либо навсегда остаться за пределами Украины, либо ещё не определилась. Причем, возможно просто не хочет афишировать своё решение, особенно если планирует поехать в Россию. Каждый третий хотел бы вернуться в страну после наступления мира, но в ближайшее время поехать на Украину планирует только 4% опрошенных. Ну и каждый десятый (11%) уже вернулся домой.
Таким образом, если в начале СВО 90% украинских беженцев планировали вернуться на родину, то к концу 2023 только 60% опрошенных подтверждали это намерение, а летом 2024 (дата последнего опроса IFO) их осталось лишь 35%.
Однако вернуться на родину можно по-разному. Еще больше, чем дальнейшее пребывание украинских граждан в странах Европы, киевскую власть пугает тот факт, что они все больше и больше возвращаются в свои дома в бывших украинских областях, ставших новыми регионами РФ. Или, проще говоря, на исторические территории России, как их всё чаще называют.
Украинские националисты очень удивляются, как европейскому «дивному саду» люди предпочитают российское «царство Мордора». Причем украинцы не просто, переезжают в Россию, а сразу же получают гражданство и встраиваются в рынок труда, закидывая украинский паспорт на полку.
Украинский обмудсмен Лубинец считает, что люди идут на такой шаг «из-за социально-экономических трудностей на новом месте». На одном из гражданских форумов 22 октября он так и заявил: «Это вызывает серьезную обеспокоенность. Я поднимал данный вопрос на уровне правительства. Государство должно прямо говорить на какую денежную помощь человек может рассчитывать, чтобы у него была уверенность в своем будущем».
Только люди уезжают не столько из Украины (из нее мужчинам 18-60 лет практически не выехать), сколько из европейских стран, где их семьи имели существенные социальные пособия, позволяющие достаточно комфортное проживание.
Почему же украинские граждане все в большем количестве хотят стать россиянами?
Первое – это возможность спокойно говорить на родном русском языке (а он именно родной для большинства проживавших в этих регионах). И это немаловажно, учитывая, что для жизни в Европе требуется изучать местные языки, да и детям получать школьное образование на иностранном языке. Даже при наличии специально организованных в некоторых странах Европы школ или классов с украинским языком обучения – он тоже не является для них родным языком. Поэтому обучение на украинском для русскоязычных семей также будет обучением на иностранном языке.
Второе – это свобода передвижения и проживания. Никто не будет хватать на улицах, запихивать в микроавтобус и требовать от тебя мобилизоваться в армию и идти воевать. Может, конечно, в Европе и не заставляют насильно идти в организуемые в некоторых странах добровольные украинские бригады, но первые факты выдворения украинских мужчин из Польши на Украину уже есть. А это означает, что после пересечения границы они автоматически доставляются в ТЦК и затем оказываются в ВСУ.
Третье – это гораздо больший выбор вакансий на рынке труда. Конечно, зарплаты не будут выше, чем в европейских странах, но возможности для трудоустройства с любым уровнем образования и любой квалификацией намного лучше.
Четвёртое – это возможность проживать в своем родном доме, где люди жили до переворота в Киеве в 2014 году и начала гражданской войны – попыток незаконного режима подчинить непокорные регионы. Конечно, не все дома уцелели из-за военных действий, но за разрушенное жильё Россия выплачивает компенсацию или восстанавливает его. Пример Мариуполя, где массово отстраиваются пострадавшие районы и реконструируются дома, говорит сам за себя.
Пятое – это социальные выплаты, например материнский капитал – семьям с детьми, пенсии – пожилым, а также другие формы поддержки новых российских граждан. В последние годы многие молодые семьи не могли позволить себе завести ребенка или родить второго-третьего из-за неустойчивой жизненной ситуации, вызванной гражданской войной на Украине. Теперь же, новые российские граждане с большей уверенностью смогут планировать расширение своих семей.
И шестое, возможно не так быстро ощутимое, как предыдущие пункты, – это перспективы развития страны и возможного будущего для своих детей. По сравнению с жизнью на Украине, где всё подчинено «проевропейскому» курсу и выполнению указаний Запада, живя в России человек ощущает себя гражданином великой и в действительности независимой страны.
Так что если вся бывшая Украина войдет в состав РФ, то и беженцы спокойно вернутся к себе домой – на русскую землю – не воевать, а созидать!