Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в составе Ростеха передала Минобороны России очередную партию новых самолетов Су-57 и Су-35С. Истребители были приняты техническим составом, прошли полный цикл заводских испытаний. Машины протестированы в различных рабочих режимах летчиками министерства обороны.
«Сегодня Су-57 – единственный истребитель пятого поколения, который подтвердил свои прорывные характеристики во всех вариантах боевого применения. Это грозное оружие с передовыми средствами поражения. Истребитель отличается высокой живучестью благодаря малой заметности и современному бортовому комплексу обороны. Самолет продолжает совершенствоваться с учетом опыта применения». – сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов».
Между тем некоторые глазастые сетевые аналитики моментально обнаружили в облике только что переданного в войска ударного истребителя некоторые существенные особенности.
Казалось бы, перед нами сугубо специальная техническая подробность, особого значения не имеющая. Однако не будем спешить с выводами.
Во-первых, вполне очевидно, что данное усовершенствование имеет прямое отношение к целям и задачам текущей военной кампании, то есть Специальной военной операции.
Которая, по вполне понятным оперативно-тактическим соображениям, требует максимальной отдачи от каждого боевого вылета такой дорогостоящей авиатехники. Притом что в условиях относительно слабой и разрозненной системы ПВО противника, в сочетании с большой дальность запускаемых с этих самолетов авиационных ракет и КАБов (корректируемых авиабомб) требования к малозаметности в какой-то мере отступают на второй план.
Кстати, Российские ВКС далеко не первые, кто экспериментирует с таким вариантом боевой эксплуатации истребителя пятого поколения.
Несколько лет назад аналогичные опыты проводились в ВВС Норвегии, которые вооружены американскими аналогами Су-57 – истребителями F-35A.
«В режиме "стелс" F-35A максимально может нести на четырех точках подвески во внутреннем отсеке вооружения до 2,6 тонн нагрузки. Но если обстановка позволяет пренебречь малой заметностью и дальностью полета, с внешней подвеской максимальная нагрузка увеличивается до 10 тонн. Такой вариант называется "режим зверя" (Beast Mode). В рамках программы так называемого "базового курса союзных F-35" (allied F-35 basic course) на авиабазе Люк в Аризоне семь самолетов F-35A, летно-подъемный и наземный персонал ВВС Норвегии вместе со своими коллегами из других стран начали отрабатывать полеты в "режиме зверя", чтобы быть готовыми к существенному изменению ставших привычными характеристик машины, особенно при взлете и посадке».
Но вот что характерно. Указанный опыт в ВВС стран НАТО, которые сейчас активно перевооружаются на F-35A, большого распространения не получил.
Весьма вероятно, что в этом немалая заслуга высокоразвитой системы ПВО российской армии, которой на сегодняшний день, особенно в плане опыта современной европейской войны, в мире нет равных. И которая, в принципе, делает весьма проблематичным использование «стелс»-истребителя в «режиме зверя». Ведь он практически обнуляет его главное достоинство малозаметности. Весь обвешанный бомбами и ракетами на внешней подвеске, такой самолет будет светиться на экране радара как елка с включенными электрогирляндами.
Однако далеко не факт, что мотивации западных стратегов воздушной войны ограничиваются только этим. Ведь они недаром наращивают количество своих F-35 ударными темпами и недавно довели их выпуск до тысячи единиц. Что дает возможность их массированного применения с целью прорыва даже мощной системы ПВО.
Тем не менее США а также их союзники продолжают приобретать ударные самолеты других типов, которые, в принципе, лишены технологии малозаметности, например F-15 и F-16, и активно используют их вместо F-35 в ходе боевых миссий в текущих военных конфликтах.
«Министерство обороны Израиля сообщило 7 ноября 2024 года о заключении соглашения с правительством США (в виде обмена письмами между правительствами) на поставку Израилю по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 25 новых многофункциональных истребителей Boeing F-15IA Advanced, с опционом еще на 25 самолётов. Стоимость соглашения составляет 5,2 млрд долл., оплачиваться оно будет в счет американской военной помощи Израилю».
Да и сами ВВС США отнюдь не склонны полностью отказываться от F-15 в пользу вроде бы более продвинутых F-35.
Нельзя исключать, что такой подход объясняется той особой ролью, которая отводится этому «стелсу» в военно-стратегических планах США и НАТО. На сегодняшний день именно эта боевая машина является оптимальным носителем ядерного оружия, в каковом качестве она и была в марте этого года сертифицирована Министерством обороны США.
«Ударный истребитель F-35A был сертифицирован для несения термоядерной гравитационной бомбы B61-12, сообщил представитель Объединенного программного офиса F-35
В своем заявлении представитель JPO Расс Гемаэре сказал, что сертификация была достигнута 12 октября, за несколько месяцев до обещания союзникам по НАТО, что процессбудет завершен к январю 2024 года. Некоторые F-35A теперь будут способны нести B61-12, что официально делает истребитель-невидимку самолетом «двойного назначения», который может нести как обычное, так и ядерное оружие.
«F-35A является первым самолетом пятого поколения, способным нести ядерное оружие, и первой новой платформой (истребителем или бомбардировщиком), получившей этот статус с начала 1990-х годов. Эта работа по сертификации F-35 на ядерном уровне является кульминацией 10+ лет интенсивных усилий на ядерном предприятии, которое состоит из 16 различных государственных и отраслевых заинтересованных сторон», — сказал Гемаэре. «F-35A досрочно прошел ядерную сертификацию, предоставив США и НАТО критически важный потенциал, который поддерживает расширенные обязательства США по сдерживанию раньше, чем ожидалось».
Поскольку, в качестве носителя оружия массового уничтожения, F-35А способен перевозить термоядерные бомбы во внутренних отсеках фюзеляжа, он тем самым полностью сохраняет свое основное достоинство – эффект малозаметности, что, соответственно, максимально затрудняет его обнаружение средствами ПВО противника и существенно повышает вероятность выполнения боевой задачи. Например, уничтожение города средних размеров одним ударом термоядерной бомбы В61-12.
Таким образом, речь идёт о фактическом выделении становящегося все более многочисленным флота F-35А в особый разряд ядерных бомбардировщиков театра военных действий. И на ориентацию группировки самолетов этого типа на выполнение задач именно в качестве носителей ядерного оружия. С передачей всех иных функций ударным самолетам других типов.
Это подтверждается, в частности, имеющимися данными о текущих операциях F-35А из состава ВВС европейских стран НАТО, которые участвуют в боевом дежурстве на передовых рубежах без оборудования, предназначенного для внешней подвески боеприпасов. То есть рассматриваются именно как носители ядерного оружия. Причем это касается не только американских F-35, но и однотипных самолетов других стран НАТО.
Ударные истребители F-35А ВВС Нидерландов в варианте без оборудования для внешней подвески боеприпасов (ядерный вариант) на аэродроме Ласк (Польша), февраль 2023 г.
«Член НАТО Польша находится на пути к получению первых двух истребителей-невидимок Lockheed Martin F-35A в декабре с.г. Производитель Lockheed представил первый польский самолет с бортовым номером «AZ-01» 28 августа на сборочной площадке компании F-35 в Форт-Уэрте, штат Техас. Головные истребители первоначально будут размещены на авиабазе Национальной гвардии США Эббинг в Арканзасе, среди восьми экземпляров, которые будут использоваться для обучения пилотов польских ВВС до 2027 года. Следующие два из этих самолетов будут переведены на площадку в январе-феврале 2025 года. В общей сложности 24 пилота и 92 наземного персонала пройдут обучение в ВВС США, причем первые два пилота-инструктора польских ВВС начнут получать обучение с середины сентября. Варшава планирует оснастить две боевые эскадрильи в общей сложности 32 F-35A. Бойцы будут действовать под местным обозначением "Гусар" – польский термин, обозначающий историческое кавалерийское подразделение».
Иначе говоря, практически все дислоцированные в Европе F-35А, независимо от их государственной принадлежности, предназначены для нанесения термоядерных ударов по территории России и Белоруссии. А все авиабазы, где размещаются эти самолеты и склады ядерных боеприпасов для них, являются законной и первоочередной целью для нанесения ответно–встречного упреждающего удара со стороны России. Впрочем, не только авиабазы, поскольку пилоты F-35А активно тренируются наносить ядерные удары из самых неожиданных мест, расположенных рядом с Россией.
«Пилоты ВВС США на истребителях пятого поколения F-35A впервые отрабатывали посадку на трассу в Европе. Два истребителя F-35A Lightning II приземлились на полосе дороги шириной около 30 метров в районе Лапландии (Финляндия) в рамках учений «Баана 24», учений ВВС Финляндии на дорогах, в которых также приняли участие личный состав и средства из стран НАТО – Германии и США. Посадка была осуществлена двумя самолетами F-35A Lightning II ВВС США, приписанными к 493-й истребительной эскадрилье 48-го истребительного крыла, в настоящее время базирующейся в Королевских ВВС Лейкенхит в Великобритании. Учения предоставили американским военнослужащим возможность перенять опыт своих финских коллег и повысить свою способность быстро развертывать и использовать воздушную мощь из нетрадиционных мест».
Таким образом, российским малозаметным Су-57, аналогам американских ударных «невидимок», включивших режим термоядерного зверя, стоит готовиться не только к выполнению задач СВО, но и к тому, чтобы западный агрессор в случае крайности получил по заслугам, причём в самом полном объеме.