Как Зеленский и говорил, он таки послал министра обороны Рустема Умерова в Южную Корею как своего «спецпредставителя» на переговоры по поставкам вооружений Украине.
Мол, обещали помочь южнокорейские руководители, и вот они мы! Причем свалился Умеров практически как снег на голову. Вместе с почти полуметровым слоем снега, который 27-28 ноября полностью засыпал весь Сеул и столичную область. Из-за этого сотни авиарейсов в международных аэропортах были отменены, но «спецпредставителя» Зеленского это никак не остановило.
Его (Умерова, а не снег), конечно, встретили на высшем уровне – и советник президента по национальной безопасности Син Вон Сик, и министр обороны Ким Ён Хён, и даже сам президент Юн Сок Ёль – все были показательно рады видеть небритого украинского гостя в мятой зеленой полувоенной одежде. Наверное, этот образ представителя ТЦК был выбран Умеровым, чтобы точно поверили, что он «спецпредставитель» Зеленского.
Да вот только с поставками вооружения как-то не задалось. Его не только не дали бесплатно, но даже не захотели продать Украине за деньги!
От Сеула киевская власть хотела получить много всего. Но для начала – ракеты класса «земля-воздух» средней дальности «Чхонгун», противоартиллерийские радары и сотни тысяч 155-мм снарядов.
Однако Сеул поступил по-азиатски хитро. Как и предполагалось, руководство Южной Кореи заявило, что передача оружия в зону боевых действий нарушает законодательство страны. К тому же у нее самой недостаточно средств для производства вооружений и запасов для обеспечения поставок всем уже заказавшим вплоть до 2030 года. А там – увидим.
Все логично. Уж столько-то лет киевская власть никак не сможет продержаться, а если и продержится, то к тому времени власть в Сеуле сменится несколько раз.
Со своей стороны, Умеров пугал собеседников участием северокорейских солдат в «войне на стороне РФ», намекая, что после Украины они примутся за Южную Корею. При этом он настойчиво убеждал Сеул вписаться в военную поддержку киевской власти. Но не сложилось.
В пресс-релизе президентского офиса указано, что стороны «обменялись разведданными о растущем военном сотрудничестве между Россией и Северной Кореей и обсудили совместные меры реагирования на угрозы безопасности». Для смягчения отказа было заявлено, что «Южная Корея может рассмотреть возможность предоставления военной поддержки Украине в зависимости от степени военного сотрудничества между Пхеньяном и Москвой».
В общем, то ли будет, то ли нет, но как-то оно будет…
По информации южнокорейского агентства новостей SBS, представители нескольких оборонных компаний сообщили, что также получили запросы от Украины относительно возможных закупок вооружения. Однако Минобороны РК дало указания этим компаниям воздержаться от заключения контрактов.
По мнению экспертов, причиной отказа может быть избрание американским президентом Трампа, который обещает завершить украинский кризис после прихода к власти. Поэтому Сеулу будет «нелегко помогать Украине, не идя в ногу с избранным президентом США».
Неслучайно накануне встреч сеульские новостные агентства опубликовали результаты опроса социологической службы Gallup Korea, согласно которому 82% жителей Республики Корея выступают против предоставления Украине военной помощи. При этом 66% респондентов уверены, что правительство может помогать Украине только невоенными средствами, а 16% подчеркнули, что Сеулу нужно воздержаться от любой поддержки Киева. Одни эти цифры стали жирным маркером ожидаемого результата двусторонних переговоров.
Разочарованный несговорчивостью партнеров, Умеров заявил: «Верим, что наши аргументы о необходимости увеличить сотрудничество между Украиной и Республикой Корея приведут к ощутимому укреплению безопасности наших народов и регионов».
Типичный дипломатический пассаж, явно подготовленный сотрудниками украинского посольства. Потому что выражения самого Умерова после таких ответов вряд ли бы пропустила цензура. Ведущее южнокорейское агентство Yonhap так и озаглавило свою статью: «Украинский спецпредставитель хранит молчание относительно запроса на предоставление Южной Кореей военной помощи».
Киевская власть очень недовольна такой сдержанностью Сеула, а украинская пресса пишет о том, что Южная Корея «дала задний ход».
Забавно, что в то же время СМИ РК сообщили, что 27 ноября на заседании Совбеза ООН «представитель КНДР фактически признал отправку войск в Россию». Дело в том, что на вопрос заместителя постпреда США при ООН Роберта Вуда, действительно ли Пхеньян отправил свои войска в Россию, представитель КНДР Ким Сон не дал прямого ответа.
Вместо этого он заявил, что «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между КНДР и Российской Федерацией полностью соответствует международному праву и Уставу ООН». Поэтому Северная Корея «остаётся верной своим обязательствам по этому Договору».
Такая форма ответа была истолкована южнокорейскими экспертами как фактическое признание развёртывания северокорейских войск в России.
Интересно, что украинский представитель Сергей Кислица на том же заседании Совбеза ООН заявил в лицо представителю КНДР: «Рано или поздно вы и ваше руководство окажетесь на скамье подсудимых, и рано или поздно народ вашей страны станет свободным, после чего будет наслаждаться демократией и свободой».
Звучало, как всегда, нагло и беспардонно, что стало привычным из уст украинских дипломатов в последние годы.
Думаю, все видят, как «наслаждаются демократией и свободой» граждане Украине и как все они «стали свободными», особенно в условиях мобилизации и запрета на выезд из страны для мужчин 18-60 лет.
Вместе с тем даже если бы Пхеньян открыто заявил об отправке своих войск в зону СВО, это бы ничуть не помогло Киеву получить вооружение от Сеула. На 28 ноября уже 70 из 300 депутатов парламента Южной Кореи подписали резолюцию с призывом к правительству не поставлять Киеву летальное вооружение.
По мнению депутатов, военные поставки стали бы признанием вмешательства Сеула в украинский конфликт, что может «моментально перерасти в прокси-войну между Южной и Северной Кореей и окажет фатальное влияние на экономику Республики Корея» из-за геополитических рисков.
Так что этот поезд уже ушел, и Южная Корея будет ждать указаний от нового хозяина Белого дома, который займет место в Овальном кабинете через несколько недель.