Южная Корея: новогодний импичмент под ёлочку!

Политическая вакханалия в Сеуле превращается в полномасштабную драму

Политический кризис в Южной Корее вышел на новый виток своего безумного развития, невзирая на конец года и новогодние праздники.

Декабрь в Сеуле вообще как-то не задался. В попытке избежать увольнения оппозиционным парламентом нескольких своих соратников в правительстве, президент Юн Сок Ёль 3 декабря объявил в стране чрезвычайное военное положение (ЧВП), запретил любую политическую деятельность и попытался силой заблокировать работу парламента.

Такое отношение к депутатам было совсем неудивительно, учитывая, что из 300 мест парламента большинство в 192 (или 64%) контролируются оппозицией во главе с Демократической партией, и только  108 мест (или 36%) – правящей партией «Сила народа».

Однако большинство депутатов, благодаря своим помощникам (спикеру даже пришлось перелезать через ворота), пробрались в парламент и проголосовали против ЧВП (на что имели полное право по Конституции).

Через несколько часов президент Юн отменил свое решение, но парламент посчитал его виновным в попытке узурпации власти и со второй попытки 14 декабря проголосовал за импичмент (205 голосов – «за» при минимально необходимых 200), отправив дело на рассмотрение в Конституционный суд (КС). А исполняющим обязанности (и.о.) президента согласно Конституции автоматически стал премьер-министр Хан Док Су.

Казалось бы, по закону есть 180 дней на рассмотрение дела и политические страсти должны немного улечься в преддверии новогодних праздников. Вот только в КС из положенных по штату 9 осталось только 6 судей, и пришло время назначения новых трех. 

Процедура стандартная: парламент отбирает кандидатуры, а президент их утверждает. Депутаты от оппозиции (выбрали 2 кандидатов) и правящей партии (1 кандидата) предложили утвердить новых судей, вот только проправительственная «Сила народа» неожиданно заявила, что и.о. президента не имеет таких полномочий.

В итоге, и.о. президента Хан Док Су отказался утверждать новых членов КС и предложил политическим партиям прийти к консенсусу: «Согласно духу Конституции и законов РК, исполняющий обязанности президента воздерживается от осуществления жизненно важных и исключительных полномочий президента, включая назначения в конституционные органы. В случае, если осуществление таких полномочий неизбежно, правящая и оппозиционная партии должны сначала достичь согласия в Национальном собрании».

Неожиданно, да? Совсем нет!

Проблема в том, что для утверждения импичмента президента Юна требуется две трети или 6 из 9 голосов членов КС. А если в суде есть в наличии только 6 судей – это вовсе не значит, что нужно 4 из 6 голосов. 

Просто для утверждения импичмента потребуется единогласное решение «за» всех 6 полномочных членов КС. И если хотя бы 1 голос будет «против», то Юн Сок Ёль моментально восстановится на президентском посту и продолжит руководить Южной Кореей.

Оппозиция настолько удивилась, что решила действовать по рабочей схеме – проголосовать за импичмент и.о. президента Хан Док Су. А почему нет? Если можно отправить в отставку президента, то почему нельзя его и.о.?! Тем более, что роль самого Хана в попытке введения ЧВП до сих пор остается довольно неясной.

И вот тут возникла новая закавыка. Правящая «Сила народа» стала утверждать, что для импичмента и.о. президента опять требуется 200 голосов – как для президента. Выходит, что такое голосование станет невозможным без нескольких голосов депутатов от партии власти, которым руководство «Силы народа» легко может запретить участие в голосовании (да-да, демократия в Южной Корее – она такая).

Вот только спикер парламента У Вон Сик ответственно заявил, что даже будучи и.о. президента, Хан Док Су остается на должности премьер-министра. А значит, к нему должны применяться те же нормы, что для отставки любого члена правительства – необходимы голоса большинства депутатов (151 из 300) – и поставил вопрос на голосование.

В итоге 27 декабря – через 13 дней после голосования за импичмент президента Юна – оппозиция в парламенте в полном составе (192 депутата) проголосовала за импичмент и.о. президента Хана, который после этого лишился не только полномочий президента, но и премьер-министра.

Такая политическая ситуация сложилась впервые за все время истории существования Южной Кореи и стала неожиданной для всех.

Хотя импичмент и.о. президента Хана также требует соответствующего подтверждения КС (как и в случае с импичментом президента Юна), однако его отстранение от власти и передача полномочий осуществляются немедленно – практически сразу после оформления результатов голосования в парламенте.

«Сила народа» так просто не сдалась, и 108 её депутатов, демонстративно не участвовавших в голосовании по импичменту и.о. президента, обратились в КС с просьбой наложить временный судебный запрет для приостановки отстранения от власти Хан Док Су. 

Кроме того, партия власти обвинила спикера парламента в превышении полномочий, настаивая на том, что импичмент и.о. президента должен был приниматься только конституционным большинством в 200 голосов, а не обычным – в 151 голос. 

Однако пока это особо не помогло. Закон был официально принят и согласно процедуре, новым и.о. президента стал вице-премьер, министр экономики и финансов Чхве Сан Мок. Кроме того, вместо Хан Док Су он также стал и.о. премьер-министра. 

Интересно, что новый дважды и.о. (президента и премьера) Чхве Сан Мок был назначен на должность вице-премьера ровно год назад – 29 декабря 2023 года. До этого он работал главным экономическим секретарем в офисе президента Юна. Вот такая головокружительная карьера.

Если противостояние власти и оппозиции в Сеуле продолжится в том же духе, то все члены правительства Южной Кореи имеют шансы поработать и.о. президента / премьера, а затем подвергнуться импичменту в парламенте.

Углубление политического кризиса в Южной Корее немедленно сказалось на курсе ее валюты, которая в течение дня падала до уровня 1486,7 вон за 1 доллар. До этого самый низкий курс корейской воны к доллару – 1483,5 был зафиксирован более 15 лет назад – 13 марта 2009 года во время глобального финансового кризиса. Другие негативные тенденции в экономике страны, как обычно, проявятся позднее.

Пока политическая ситуация в Сеуле остается неопределенной. КС, который уполномочен принимать решения об импичменте президента и о необходимом количестве голосов для импичмента и.о. президента, пока еще не дошел до рассмотрения ни одного из этих вопросов, а следующее его заседание запланировано лишь на 3 января 2025 года.

Думаю, что руководители Северной Кореи, как и многих других стран, уже запаслись новыми порциями поп-корна и с удовольствием продолжат смотреть очередную серию политической дорамы про импичмент президента в Южной Корее.

Фото: Синьхуа