В случае заинтересованности сторон, Баку и Вашингтон могут добиться настоящего масштабного прорыва в двусторонних отношениях, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам.
Подчеркнув, что Трамп в своих заявлениях направил очень чёткие, открытые месседжи, глава прикаспийской республики добавил:
«Азербайджанская общественность разделяет подавляющее большинство из них. Поэтому надежды большие. Вот почему я сказал, что надежды есть, они большие. В том числе будет возможность приблизиться к стратегическому уровню американо-азербайджанских связей».
Надо заметить, что Алиев был одним из немногих лидеров государств, публично заявлявших о позитивном характере победы «защитника традиционных ценностей» Дональда Трампа в борьбе за Белый дом в период, когда подобный исход отнюдь не казался очевидным. На практическом уровне, за два десятилетия его пребывания Алиева на вершине власти в Азербайджане, по его оценке, отношения с республиканскими администрациями «всегда были гораздо более продуктивными, плодотворными и ориентированными на результат».
Несмотря на показную антизападную риторику, Баку ведёт активный диалог с Вашингтоном и Брюсселем, включая военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с НАТО.
В то же самое время Алиев в очередной раз обвинил Евросоюз и, в частности, Францию в «проармянской» позиции, заявив, что продление европейской мониторинговой миссии на армяно-азербайджанской границе «не укрепило, а, наоборот, подорвало доверие». «Если во французских политических кругах и есть консенсус, то только в отношении азербайджанофобии, – заявил Алиев. – К сожалению, не только действующее правительство, но и те, кто стремится прийти к власти, не сильно отличаются друг от друга».
Нельзя не заметить, что в последние недели тон высказываний азербайджанского лидера стал куда более уверенным (если не сказать больше), на что охотно откликаются глобальные медиа, всеми силами стремящиеся выискать признаки осложнения диалога Москвы с ближними и дальними соседями в контексте продолжающейся специальной военной операции на Украине. Гнев Азербайджана в связи с крушением самолёта растет, углубляя раскол с Россией, упивается The New York Times, комментируя очередные инвективы Алиева в адрес России на встрече с родственниками погибших пассажиров и членов экипажа 6 января:
«Могу с уверенностью сказать, что вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе, лежит на представителях Российской Федерации… Мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения».
Отступая от протокола, он сделал эти комментарии на русском, а не на азербайджанском языке, углубляется в детали американское издание. Аналитики расценили это как дань уважения русскоязычным родственникам погибших пилотов, а также как знак того, что Алиев хотел быть услышанным в Москве, где предпочитают дождаться итогов де-факто международного расследования (специалисты из России, Бразилии, Азербайджана и Казахстана) и как никто заинтересованы в их объективном характере в отличие от тех, кто пытается извлечь из трагического происшествия политические дивиденды. Напомним, 4 января сотрудники бразильского Центра расследования и предотвращения авиапроисшествий Бразилии (CENIPA) начали анализ данных самописцев разбившегося самолета "Азербайджанских авиалиний", накануне стало известно о завершении расшифровки данных чёрных ящиков, и теперь комиссия продолжит работу в Казахстане.
По мнению ряда бакинских экспертов, стремясь выставить Россию виноватой, азербайджанский лидер повышает ставки в будущих экономических контактах с Москвой, одновременно демонстрируя Западу, что разговоры чуть ли не о «развороте» внешнеполитического курса страны «на север» не имеют под собой никаких реальных оснований. При этом, несмотря на разнузданный тон некоторых комментаторов, прагматичный характер двусторонних взаимоотношений в долгосрочной перспективе едва ли претерпит какие-либо кардинальные изменения.
Соб. корр. ФСК