На прошедших 18 февраля российско-американских переговорах в Эр-Рияде были намечены важные подходы по перезапуску диалога между Россией и США. Это первая подобная дипломатическая встреча после трёхлетнего перерыва и существенного охлаждения двусторонних отношений в период президентства Джо Байдена.
Россию представляли министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник Владимира Путина по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. С американской стороны в переговорах приняли участие госсекретарь Марко Рубио, помощник Дональда Трампа по национальной безопасности Майк Уолтц и спецпосланник президента США по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф.
На встрече не было ни украинцев, ни европейцев. Зато были представители страны-хозяйки – глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд и советник по национальной безопасности Мусаед бен Мухаммед аль-Аибан.
После состоявшейся встречи, которая продолжалась 4,5 часа, глава российского МИД Сергей Лавров сказал журналистам: «Разговор был, я считаю, очень полезным. Мы не просто слушали, но и слышали друг друга. У меня есть основания полагать, что американская сторона стала лучше понимать нашу позицию».
Помощник президента Юрий Ушаков заявил следующее: «Пока трудно сказать, что [Россия и США] сближаются, но разговор об этом был. Был очень серьёзный разговор по всем вопросам, которые мы хотели затронуть. Мы договорились, что будем учитывать интересы друг друга, но вместе с тем и продвигать двусторонние отношения, поскольку в этом заинтересованы и Москва, и Вашингтон».
Ранее агентство Bloomberg сообщило, что переговоры Путина и Трампа могут пройти на следующей неделе. Ушаков отметил, что «это вряд ли». Поскольку сначала требуется создать соответствующие условия для такой встречи. Но ещё рано говорить о конкретном периоде, конкретных датах встречи двух лидеров.
Ключевой участник переговоров с американской стороны, спецпосланник Дональда Трампа Стив Уиткофф подчеркнул, что в результате переговоров был достигнут позитивный результат. «Мы все были нацелены на то, чтобы получить хороший результат. Мы не могли себе и представить лучшего результата таких переговоров», – заявил он.
Госсекретарь США Марко Рубио назвал состоявшуюся встречу первым шагом важного миротворческого процесса: «Сегодня первый шаг на долгом и сложном, но важном пути».
Он полагает, что достижение мира на Украине будет возможно в том случае, если стороны согласятся на взаимные уступки, смягчение своих позиций: «Это те вещи, которые должны происходить посредством сложной и напряженной дипломатии, а также закрытых комнат в течение определённого периода времени».
Глава американской дипломатии связывает отмену санкций против России с определённым компромиссом. «Существуют санкции, которые были введены в результате этого конфликта. Поэтому я хотел бы сказать, что для прекращения любого конфликта необходимо, чтобы все стороны пошли на уступки», – заявил Рубио.
Стороны официально договорились о следующем.
Было решено создать механизм «для устранения раздражителей» в двусторонних отношениях с целью принятия мер, необходимых для нормализации работы российских и американских дипломатических миссий. Информация об этом приводится в официальном письменном заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента США Тэмми Брюс.
Будут назначены отдельные группы переговорщиков высокого уровня для начала работы по скорейшему урегулированию украинского конфликта, которое должно быть долгосрочным, устойчивым и приемлемым для всех сторон.
Будет заложена основа для будущего сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный геополитический интерес, а также историческим экономическим и инвестиционным возможностям, которые появятся в результате успешного завершения конфликта на Украине, следует из документа.
В конце заявления отмечается, что участники переговоров обязуются продолжать взаимодействие друг с другом для обеспечения своевременного и продуктивного продвижения начатого процесса.
«Думаю, что пока рано говорить о компромиссах, можно сказать, что стороны начали общаться друг с другом, начали слушать друг друга, начали диалог», – сказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев в интервью агентству Reuters. По его словам, участники встречи от России и США относились друг к другу с уважением и общались на равных.
Незадолго до начала переговоров Дмитриев заявил о том, что разрыв экономических связей между нашими двумя странами привёл к огромным потерям для экономики США. Из-за ухода с российского рынка американские компании потеряли более 300 млрд долларов.
«Что касается цифры в 300 млрд долларов, то мы табличку всем раздали, мы эту табличку обсудили со всеми, действительно, для американцев это было такое удивление, и, в принципе, мы обсудили, что эти экономические проекты могут, они опять-таки в правильное время, но быть крайне позитивными для граждан наших стран», – подчеркнул он.
Дмитриев также считает, что американским нефтяным компаниям следует вернуться на российский рынок. Он напомнил, что они вели успешный бизнес в нашей стране и надеется, что в будущем эти гиганты возобновят свою работу в России.
«Мы считаем, что в какой-то момент они вернутся, потому что зачем им отказываться от тех возможностей, которые им предоставила Россия для доступа к российским природным ресурсам?» – сказал он в интервью The New York Times.
Известно, что Exxon Mobil принадлежит 30% в проекте «Сахалин-1», но после введения антироссийских санкций компания объявила о выходе из него, однако свою долю так и не продала. В настоящее время срок продажи этой доли продлён до 1 января 2026 года.
Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что первый за долгое время двусторонний разговор получился не слишком тёплым. Например, американист Георгий Бовт считает, что процесс восстановления отношений будет длительным, он сравнивает его с переговорами СССР и США в начале перестройки.
«Хорошо, что они говорили три или четыре часа, это достаточно много, чтобы изложить свои позиции. Начало уже было холодным, рукопожатий не было, приветственных слов тоже. По тональности это напоминает очень отдалённо первую встречу Горбачёва с Рейганом в Рейкьявике в 1986 году, до улучшения хоть какого-то заметного российско-американских отношений прошло четыре года», – полагает он.
Тем не менее нельзя не отметить, что определённый оптимизм сторон существует. Несмотря на закрытость встречи, эмоции участников после её окончания указывали на то, что атмосфера в целом была доброжелательной и конструктивной. Для первого шага сделано не так мало.
Конечно, сложно прогнозировать, насколько успешными станут последующие договорённости. Поскольку весьма вероятны серьёзные провокации со стороны противников этого процесса в лице американских глобалистов, так называемых европейских элит и военных преступников киевского режима.