После возвращения Дональда Трампа в Белый дом начались многочисленные сравнения с предыдущими президентами США. В большинстве своем комментаторы указали, что это второй случай, когда президентом на второй срок становился кандидат с паузой между исполнением президентских обязанностей. Первым был Стивен Гровер Кливленд (1885-89 и 1893-97 гг., т. е. 22-й и 24-й президент соответственно). На этом сравнение с Кливлендом заканчивалось. Кстати, он был представителем от Демократической партии.
Аргентинский социолог Атилио Борон обратил внимание на другую фигуру – Уильяма МакКинли, президента США 1897 по 1901 г., который пришел на смену Кливленду. И здесь сравнений гораздо больше. МакКинли был республиканцем, и при нем США значительно увеличили свою региональную власть. Гавайские острова были аннексированы, началась война с Испанией, по результатам которой Вашингтон получил контроль над Пуэрто-Рико, Гуамом, Филиппинами и Кубой. Особенно интересна история с Кубой, которая на тот момент вела войну за независимость от Испании. Кубинские патриоты не просили помощи от США, поскольку понимали, чем это может обернуться (об этом предупреждал и Хосе Марти, который погиб в начале Третьей войны за независимость). Тогда США в феврале 1898 г. ввели в бухту Гаваны линкор Maine, который удивительным образом взорвался через несколько дней. Конечно же, вина была возложена на Испанию, несмотря на то что испанская сторона принимала активное участие в расследовании.
Подобное бравирование Трампом о возможном захвате Панамского канала, приобретении Гренландии и включении Канады в состав США дают определенные параллели с деятельностью Кливленда.
В целом для стран Латинской Америки в рамках стратегии доктрины Монро 2.0 такое сравнение Трампа и МакКинли вполне логично.
Хотя есть еще одна фигура, которая более близка к Трампу и по духу, и по временному интервалу. А со стороны России в свете негативного опыта еще и вызывает определенную настороженность. Это Рональд Рейган. Более того, Трамп был лично знаком с Рейганом и считал его своим политическим кумиром. В чем состоят сравнения этих лидеров?
Во-первых, оба были политическими аутсайдерами, но смогли завоевать голоса большинства американцев. На обоих были покушения (Рейган был ранен более тяжело, чем Трамп, который отделался царапиной на ухе).
Да и слоган "Сделаем Америку снова великой" принадлежит Рональду Рейгану.
Кроме того, в сфере тарифных войн Рейган ввел 100% пошлины на японскую электронику, фактически ограничив поток товаров со стороны своего сателлита. То же самое сделал и Трамп, но в более широком масштабе.
Более того, заявление Дональда Трампа о необходимости создания "Железного купола для Америки" на основе пересмотра системы противоракетной обороны и привлечения Космических войск США (созданы во время первого президентского срока Дональда Трампа) явно перекликается со Стратегической оборонной инициативой Рональда Рейгана. Хотя в далекие 80-е эта инициатива закончилась ничем, а выгоду от нее поимели оборонные подрядчики. Разрядка с Советским Союзом привела к сокращению вооружений, а потом и к распаду СССР. Обороняться от советских ядерных ракет уже было не нужно, и США непосредственно контролировали их уничтожение, а также вывоз имеющихся носителей и боеголовок из независимых Украины, Беларуси и Казахстана.
Нынешние переговоры США и России также вызывают вопрос: не может ли повториться подобный сценарий, когда Вашингтон под благими намерениями начнет получать российские технологии (например, гиперзвуковых носителей), которых нет в США? Не случайно после первых переговоров в Эр-Рияде говорили о сотрудничестве в космосе. Ресурсы – еще один возможный интерес США, и опять же заявления о сотрудничестве в Арктике могут иметь за собой такую исходную позицию Вашингтона.
Есть еще одна общая черта, не явная, но весьма важная при принятии решений. Это религия. Рональд Рейган и Дональд Трамп — протестанты-пресвитерианцы, причем тяготеющие к странным формам. Так, Рейган был экзальтирован сектой диспенсационалистов, которые по-особому трактовали противостояние США и СССР в эпоху холодной войны и связывали апокалипсис с ядерной войной. Согласно их воззрениям, богоизбранные американцы и часть израильтян чудесным образом спасутся после армагеддона, после чего наступит всеобщее благоденствие. В целом диспенсационализм в его разных интерпретациях стал своего рода гражданской религией в США, где его последователи оправдывают любые действия Вашингтона во внешней политике, включая военные интервенции, ибо все делается «для блага всего человечества». У Дональда Трампа похожие взгляды, а ее личным «духовником» является телеевангелистка Пола Уайт. Теперь этот пастор в юбке возглавляет созданное при Белом доме управление по делам веры (White House Faith Office). Судя по ее заявлениям, а также высказываниям, сделанным во время встречи в начале февраля с премьер-министром Биньямином Натаньяху, она относится к группе христианских сионистов. А поддержка Дональдом Трампом действий Израиля в отношении палестинцев подтверждает тот факт, что за политическими решениями стоят религиозные взгляды.
Пожалуй, значительным отличием политики Рейгана и Трампа является вопрос миграции. 6 ноября 1986 года Рональд Рейган подписал Закон об иммиграционной реформе и контроле за иммиграцией. Наиболее значительным эффектом этого закона стало то, что он позволил иммигрантам, нелегально въехавшим в США до 1 января 1982 года, подать заявление на получение легального статуса при условии уплаты штрафов и неуплаченных налогов. Это положение, которое сам Рейган называл амнистией, позволило примерно 3 миллионам иммигрантов получить легальный статус, заплатив 185 долларов, продемонстрировав “хорошие моральные качества” и научившись говорить по-английски.
В период с 1980 по 1990 г., включавший восьмилетнюю администрацию Рейгана, численность населения США иностранного происхождения увеличилась с 14,1 миллиона до 19,8 миллиона человек. Это изменение коснулось увеличения числа жителей Латинской Америки на 4 миллиона человек и 2,4 миллиона жителей Азии, а также сокращения числа жителей Европы почти на 800 000 человек.
Дональд Трамп поступает с точностью до наоборот. И в первые дни его второго президентского срока из США начали депортировать тысячи нелегальных мигрантов.
Однако нужно отметить, что геополитический контекст был другой и цели отличались. При Рейгане происходила натурализация, и США принимали мигрантов из стран с враждебной идеологией в качестве жертв режима. Сейчас же ситуация иная, и, похоже, за решением Трампа стоит целый комплекс причин. Одна из них — нанесение удара по электоральной базе демократов, которые использовали нелегальных мигрантов для расширения своего влияния. Взаимосвязанной темой является и коррупция исполнительных властей, и этой проблемой активно занимается Илон Маск как глава новосозданного департамента по эффективности.
В любом случае ни при МакКинли, ни при Рейгане мир не был спокоен, а США применяли жёсткие меры, как в отношении своих врагов, так и к своим союзникам. Необходимо быть готовым к подобному сценарию и при Дональде Трампе.