Не имеющие собственных месторождений рассеянные и редкоземельные металлы (РЗМ) играют немаловажную роль в современных технологиях, включая производство электроники, аккумуляторов, ветрогенераторов и электротранспорта. Оборотная сторона высокозатратных разработок редкозёмов – немалый ущерб окружающей среде, и в последние годы научные исследования сосредоточены на разработке инновационных технологий, направленных на повышение эффективности и экологичности их извлечения.
Среди целей продвигаемых администрацией Трампа «редкоземельных» проектов – укрепление переговорных позиций в непростом диалоге с Китаем, добившимся существенного прогресса в сфере разведки, добычи и извлечения редкоземельных элементов. Их текущие запасы в Китае занимают первое место в мире – 44 миллиона тонн, что составляет 40% от общих мировых запасов. На Китай приходится 48% мировой добычи сурьмы, 59,2% производства очищенного германия и 98,8% производства галлия. Сурьма используется для производства жидкокристаллических дисплеев, боеприпасов (в том числе ядерных), аккумуляторов, фотогальванического оборудования, а германий с галлием применяются для выпуска чипов, солнечных панелей, оптоволокна и различных систем вооружений. По сути, США так долго талдычили об опасности китайской монополии в сфере редких и редкоземельных металлов, что своими ограничительными мерами не оставили Пекину выбора, принудив к введению экспортных ограничений, касающихся и США. Более того, Китай национализирует все запасы редкоземельных металлов: постановлением Государственного совета КНР № 785 от 29 июня 2024 г. «О регулировании редкоземельных металлов», вступающим в силу 1 октября 2024 г., вводится запрет на «незаконный доступ к редкоземельным ресурсам». Запрет распространяется на любых физических и юридических лиц. Новая норма предусматривает строжайший контроль над всеми звеньями цепи производства и использования редкоземельных металлов, в том числе надзор за процессами добычи, переработки, распределения и экспорта (выделено нами – авт.). Правительство КНР заявляет, что принятая мера нацелена на обеспечение национальных промышленной и ресурсной безопасности (1).
Примечательно, что предыдущие телодвижения американцев касались стран, так или иначе находящихся в орбите влияния Поднебесной. Так, ещё в 2017 году 45-й президент Дональд Трамп выразил готовность американских корпораций помочь тогдашнему афганскому лидеру Ашрафу Гани в освоении запасов редкоземельных минералов, несмотря на серьёзные препятствия для промышленной добычи полезных ископаемых. Вашингтон и Кабул подчёркивали потенциальную стратегическую ценность обширных и практически неиспользуемых запасов полезных ископаемых в Афганистане. Тогда США искали способы компенсировать затраты на оккупацию страны, завершившейся, как известно, уже при Джо Байдене в 2021 году. Геологическая служба Америки оценила потенциальную ценность полезных ископаемых Афганистана, включая золото, драгоценные камни, лития и редкозёмов без малого в 1 триллион долларов, и уже тогда в реляциях Белого дома звучала обеспокоенность по поводу доминирования Китая, который «мёртвой хваткой вцепился в сырьё, жизненно важное для современных оборонных технологий».
Несмотря на коммерческую нерентабельность (на тот период) добычи полезных ископаемых в провинции Гильмерд и в других местностях, а также на высокие риски безопасности, интерес на них со стороны транснациональных корпораций носит стратегический и долгосрочный характер. То же самое касается и Юго-Восточной Азии, где также имеются характерные прецеденты. Например, ещё в 1969-м некоторые американские корпорации запросили королевские власти Лаоса о получении долгосрочных концессий на разработки месторождений оловянной руды (по данным Геологической службы США – это почти треть всех её запасов в ЮВА), сосредоточенных в основном северной части страны (вблизи границы с КНР и Мьянмой) и юго-восточнее столиц Вьентьяна – всего около 95 тыс. тонн промышленных запасов, с общим объемом «оловянных» запасов в стране свыше 200 тыс. тонн. Также имелись запросы на долгосрочные концессии по освоению месторождений железной руды (80% промышленных запасов – центральный регион Лаоса), объём которых составляет до 60-62% промышленных запасов в ЮВА. Однако лаосские власти не согласились на американские концессионные условия, во многом аналогичные тем, которые были прописаны в пока не подписанном соглашении с Киевом.
Р. Никсон анонсирует агрессию в Камбодже (1970)
Одновременно ВВС США, наносившие с 1966 г. с баз в Таиланде и Южном Вьетнаме удары по войскам Патриотического фронта Лаоса («Патет Лао»), усилили бомбардировки страны, «случайно» включая в них и ресурсные районы, подконтрольные королевской администрации страны. Однако к середине 1970-х гг. политика США в Лаосе потерпела крах вкупе с проамериканским королевским режимом. Соответственно, пошли прахом упомянутые ресурсные концессии. Вторжение войск США в Камбоджу в апреле 1970 г. из Таиланда и Южного Вьетнама было обусловлено в том числе и планами заполучить в долгосрочную концессию месторождения с крупными запасами железной руды (в центральном регионе), бокситов (вблизи центрального участка границы с Таиландом и юго-восточного участка границы с проамериканским Южным Вьетнамом), золотосодержащих руд (вблизи северо-западного участка границы с тем же Таиландом). Тогда же в Камбодже произошёл проамериканский военный переворот во главе с генералом Лон Нолом, обусловленный недостаточной покладистостью прежних королевских властей Камбоджи в вопросе предоставления американцам означенные концессии при поддержке со стороны КНР и «деголлевской» (до 1973 г.) Франции.
Активизация партизанского движения в стране не позволило США «оприходовать» эти ресурсы, однако в 1975 г. к власти в Камбодже пришли печально известные «красные кхмеры», правление которых было отмечено тесным военно-техническим взаимодействием США с полпотовским режимом и его последующими «осколками»...
Литиевый пояс Южной Америки
Характерен пример и Южной Америки. Так, правительство Боливии 11 сентября 2024 года подписало контракт с дочерней компанией «Росатома» (Uranium One Group) на строительство завода в 2025-2026 / 27 гг. по производству карбоната лития для аккумуляторов и многих других техсредств мощностью 14 тыс. тонн в год с инвестициями в 970 млн. долл. Две недели спустя последовало соглашение с китайской Hong Kong CBC о строительстве двух заводов по производству карбоната лития с аналогичным (в целом) объемом вложений. По состоянию на последнюю декаду февраля с. г., оба контракта пока находятся на рассмотрении парламента, они предварительно одобрены профильными ведомствами Боливии.
Боливия располагает весьма крупными запасами лития в 23 млн. тонн (промышленные запасы – почти 80%), что составляет почти 25% запасов лития в мире (2023 г.). Страна входит в «литиевый треугольник» Южной Америки вместе с cоседними Аргентиной (19 млн. тонн) и Чили (9 млн. т).
Неудивительно, что примерно за 2 месяца до контракта с Россией в Боливии была предпринята безуспешная попытка военного переворота. Президент Луис Арсе объяснил её причинами, связанными «с добычей в стране лития. В Латинской Америки причиной госпереворотов часто являются экономические вопросы: в недавнем примере это было из-за лития», тем более что мы «ведём переговоры по долгосрочному контракту по литию» (то есть с РФ и КНР. – Прим. ред.). Между тем в конце 2010-х гг. в США планировали добиться от Ла-Паса концессии на те же ресурсы на вашингтонских условиях, но получили отказ. Ещё в 1969-71 гг. Вашингтон добивался долгосрочных концессий от тогдашнего президента Боливии генерала Хуана Хосе Торреса на крупные месторождения лития, урано-ториевой и оловянной руд. Отвергая подобного рода поползновения, Торрес готовил с Сальвадором Альенде договор о дружбе и взаимопомощи с Чили, за что был свергнут проамериканскими военными во главе с генералом Уго Бансером Суаресом в августе 1971 г., а через пять лет был убит террористами в Буэнос-Айресе...
Хуан Хосе Торрес (1971 г.)
Истоки интереса американцев к редкозёмам Украины и других советских республик восходят ещё к позднесоветским временам, когда в середине 1970-х годов, когда в ходе переговоров при участии А. Хаммера по аммиакопроводу Тольятти – Одесса советской стороне сообщили о варианте, при котором США добавляли бы к соответствующим мировым ценам 10-15 % в случае, если украинские (в т. ч. донбасские) редкоземы будут поставляться только в США через Одессу и / или Николаев. В дальнейшем какой-либо предметной информации не было по этому проекту, но известно, что в Москве не отказали в обсуждении того проекта.
Границы Украинской ССР по состоянию на 1991 год
На территории бывшей УССР известно 4 месторождения лития, являющегося редкоземельным металлом согласно западной классификации. Два из них уже находятся под российским контролем: это Шевченковское рудное поле в Донецкой области с оценёнными запасами в 13,8 млн тонн литиевой руды (содержание оксида лития 1,24%) и месторождение Крутая Балка в Запорожской области, подходящее для открытой добычи. Под контролем режима Зеленского пока остаются Полоховское месторождение с запасами около 270 000 тонн лития и месторождение Добра, состоящее из двух участков (Станкуватская и Надия) с общими запасами около 1,2 млн тонн литиевой руды (бывшая Кировоградская обл.). По данным Ивано-Франковского НИИ нефти и газа (1970-х гг. и позже), признаки немалых запасов редкоземов имеются в Предкарпатье и в Волынской (Луцкой) области.
Украинская компания UkrLithiumMining (ULM) является единственной в стране, пытающаяся начать коммерческую добычу на «остающихся» месторождениях и представившая свой проект на конференции «Стратегические ресурсы Украины: сценарии развития отрасли недропользования» в январе 2025 года в Киеве. Согласно планам ULM, запуск производства литиевого концентрата ожидается к 2028 году, также рассматривается возможность его дальнейшей переработки в карбонат лития для использования в производстве литий-ионных аккумуляторов в неопределенном будущем. Возможные контакты с американскими либо европейскими компаниями будут в решающей степени диктоваться сугубо внешней конъюнктурой.
В противоположность колониальной практике соседей, долгосрочные планы России по защите своих ресурсов предусматривают ограничение экспорта редкоземельных металлов, поэтому участие нашей страны в международной торговле редкоземельными металлами ограничено. Запасы редкоземельных металлов в России предназначены для собственной разработки высокотехнологичного оборудования и реализации научно-исследовательских проектов. По итогам рабочего совещания под руководством Владимира Путина 24 февраля полпред Президента России в Уральском федеральном округе Артём Жога обратил внимание на вопросы перспективной разработки редкоземельных металлов: «На территории Уральского федерального округа распространены редкие металлы, имеются разведанные запасы в Свердловской и Челябинской областях. Эти ресурсы составляют стратегический запас, и я обращаю внимание коллег из регионов на необходимость их сбережения в интересах государства». К 2030 году предусматривается создание в высокотехнологичной современной и конкурентоспособной, интегрированной в мировой рынок редкоземельной промышленности, обладающей критическими технологиями производства редких и редкоземельных металлов полного цикла и гарантирующих бесперебойное обеспечение редкоземельной продукцией высокотехнологичных отраслей экономики страны. Особое внимание уделяется формированию кластеров полного производственного цикла продукции на основе редких и редкоземельных металлов (2).
(1) Афонин Д.Н. Экспорт редкоземельных металлов: запреты и ограничения
(опыт России, США и Китая) // Бюллетень инновационных технологий. 2024. Т. 8. № 4 (32).(2) Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)