Влияние религиозных убеждений на международные отношения – фактор, который невозможно игнорировать. За последние десятилетия одним из мощных двигателей американской внешней политики стало движение христианского сионизма. Сторонники этого течения убеждены, что США должны безоговорочно поддерживать Израиль как исполнение древних пророчеств, заложенных в Священном Писании. Центральное место в их мировоззрении занимает идея Армагеддона – финальной битвы между добром и злом, которая, согласно Писанию, должна развернуться в Израиле перед вторым пришествием Христа. Для христианских сионистов поддержка Израиля – не просто политический выбор, а религиозный долг, предопределённый пророчествами, отражёнными в Библии.
Диспенсационализм и пророчества о конце времён
Рассматривая американский христианский фундаментализм в целом, важно учитывать практически дословное понимание и трактование Библии его адептами. Тут нет места пониманию аллегорий и иносказаний. Всё должно пониматься как написано – в любом разговоре об американском христианстве этот момент необходимо помнить прежде всего.
Корни же христианского сионизма уходят в диспенсационализм – богословскую систему XIX века, которая делит историю человечества на последовательные эпохи. Согласно ей, мы живём в последней эпохе, которая завершится Вторым пришествием Христа. Одним из центральных элементов этой доктрины является Армагеддон – битва между силами Христа и Антихриста. Христианские сионисты убеждены, что эта битва развернётся в долине Мегиддо в Израиле, а поддержка Израиля ускоряет исполнение библейских пророчеств.
Диспенсационализм основан на идее, что Бог взаимодействует с человечеством через различные диспенсации (или эпохи), каждая из которых имеет свои законы и формы откровения. Одним из ключевых положений этого учения является различие между Израилем и Церковью. В то время как многие традиционные христианские богословские школы считают Церковь "духовным Израилем", диспенсационализм учит, что Израиль и Церковь имеют отдельные судьбы в плане Божьем. В Послании к Римлянам говорится: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников" (Рим. 11:25).
Важную роль в диспенсационализме играет концепция Восхищения Церкви – момента, когда Христос заберёт верующих с Земли перед Великими скорбями. Это основано на 1 Фессалоникийцам 4:16-17: "Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем".
Согласно этой теологической системе, после Восхищения Церкви начнутся Великие скорби, за которыми последует Второе пришествие Христа. В этот период Израиль снова станет центральной фигурой Божьего плана, и многие евреи обратятся к Христу, как предсказано в Откровении 7:4: "И услышал я число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых".
Образ антихриста в христианском сионизме
В диспенсационалистской теологии антихрист – это символическое воплощение зла, которое противостоит Богу. Его часто описывают как обманщика и политического лидера, который соберёт массы и будет противостоять истинной вере. В Послании к Фессалоникийцам говорится: «Прежде наступит отступление и откровение беззаконного, сына погибели» (2 Фес. 2:3). Для христианских сионистов антихрист ассоциируется с противниками Израиля, а поддержка еврейского государства – это способ сдерживать его влияние.
Армагеддон как идеологический инструмент и его последствия
Идея Армагеддона занимает центральное место в мировоззрении христианских сионистов. Для многих верующих поддержка Израиля – это не просто политический выбор, а неизбежный религиозный императив, вытекающий из Священного Писания. Если принять, что финальная битва между добром и злом неизбежна, вся система международных отношений превращается в арену подготовки к Армагеддону. Как говорится в Пророке Исаии: «Готовьтесь, ибо наступает день Господень, день кары за беззакония» (Исаия 13:6). Подобные слова вдохновляют на принятие радикальных мер и отказ от компромиссного диалога.
Использование идеи Армагеддона в политических решениях порождает иррациональность внешней политики США. Если лидеры искренне верят, что конец света неизбежен, долгосрочные дипломатические решения утрачивают свою значимость, а вместо них доминируют продиктованные религиозными взглядами агрессивные меры, способствующие обострению международных конфликтов. Исходя из такой позиции концепция антихриста становится дополнительным аргументом для оправдания отказа от мирных переговоров, поскольку любые компромиссные шаги могут быть восприняты как уступка силам зла.
Исторический контекст: от 70-х годов до наших дней
Идеи диспенсационализма стали проникать в американское общество с 70-х годов XX века, особенно в среде протестантов. Однако и другие конфессии не остаются незатронутыми. Эти идеи прослеживаются даже в американских периодических изданиях Русской православной церкви заграницей, но сейчас не об этом. После Шестидневной войны 1967 года многие увидели в восстановлении Израиля исполнение пророчеств. Эти взгляды пропагандировали такие богословы, как Сайрус Скофилд, чьи труды укрепили веру в то, что поддержка Израиля – это не только политическая, но и религиозная необходимость.
Влияние на сознание американцев и политическую культуру
Под влиянием диспенсационализма и христианского сионизма мировоззрение американцев всё больше трансформируется: международные события интерпретируются через призму библейских пророчеств, поддержка Израиля приобретает моральное обоснование, а дипломатические усилия часто воспринимаются как попытка отложить неизбежное приближение Армагеддона и усиления влияния антихриста. Как говорится в Псалмах: «Будьте бдительны и бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день придёт ваш Господь» (Псалом 124:42). Такое видение формирует культуру, в которой компромисс утрачивает свою значимость, а принятие радикальных мер становится нормой.
Иррациональность внешней политики США приводит к тому, что внешняя политика США всё больше опирается на религиозные догмы, и – грубо говоря – скорее направлена на приближение Армагеддона, нежели на его предотвращение, что, естественно, усиливает конфликтные ситуации и не способствует поиску мирных решений.
Реакция России и международные противоречия
Для России подобная политика США является серьёзной проблемой. Москва традиционно выступает за концепцию двух государств, в которой Израиль и Палестина обладают равными правами, и стремится поддерживать баланс интересов в Ближневосточном регионе. Решения, продиктованные христианским сионизмом, такие как признание Иерусалима столицей Израиля, воспринимаются российскими властями как провокационные и дестабилизирующие. Российские дипломаты неоднократно подчёркивали, что подобная политика разжигает конфликты и препятствует мирному урегулированию международных споров.
Усиление поддержки Израиля США создаёт геополитические проблемы для Москвы, это и эскалация, и свержение Асада в Сирии, и давление на Иран, с которым Россия тесно сотрудничает.
Дональд Трамп и христианские сионисты
Одним из наиболее ярких примеров связи между христианскими сионистами и американской политикой стало президентство Дональда Трампа. Он активно использовал риторику, близкую к диспенсационалистским взглядам, и его решения находили отклик среди христианских сионистов. Признание Иерусалима столицей Израиля и перенос туда американского посольства были восприняты как исполнение библейских пророчеств. В 2018 году Трамп объявил об отзыве США из Совета ООН по правам человека, объяснив это антиизраильской предвзятостью организации, что также укрепило его поддержку среди евангелистов.
В окружении Дональда Трампа можно отметить несколько современных политических фигур, поддерживающих христианский сионизм. Сенатор Тед Круз активно выступает за поддержку Израиля, участвуя в митингах против ядерной сделки с Ираном и подчеркивая важность отношений с еврейским государством. Губернатор Флориды Рон ДеСантис известен своей решительной позицией в отношении поддержки Израиля и продвижения христианских ценностей. Сенатор Марша Блэкберн из Теннесси также известна своей поддержкой Израиля и тесными связями с христианскими консервативными кругами. Эти фигуры демонстрируют продолжающуюся связь между администрацией Трампа и христианскими сионистами, влияющими на формирование внешней политики США.
Заключение
Христианский сионизм и диспенсационализм – это не просто религиозные течения, а мощные идеологические силы, оказавшие существенное влияние на формирование внешней политики США с 70-х годов. Эти идеи глубоко проникли в сознание миллионов американцев, формируя мировоззрение, в котором поддержка Израиля воспринимается как исполнение библейских пророчеств, подготовка к Армагеддону и противостояние антихристу. Политика, основанная на религиозных догмах и эмоциональной риторике, заменяет рациональные стратегические расчёты, что приводит к иррациональным решениям и усилению конфликтов.
Особенно ярко это проявилось в период президентства Дональда Трампа, когда его администрация приняла радикальные меры – признание Иерусалима столицей Израиля, прекращение финансирования Палестины, усиление санкций против противников Израиля, что вызвало бурные дебаты на международной арене. Такие шаги способствуют разжиганию конфликтов на Ближнем Востоке и приводят к дальнейшему ухудшению глобальной стабильности.
Влияние христианского сионизма, подкреплённого диспенсационалистскими догмами и идеей Армагеддона, определяя внешний курс США, приводит к политике, где компромисс уступает место агрессивным мерам, а религиозные установки становятся доминирующим фактором в принятии решений.
Подобная внешняя политика США способствует эскалации международной напряжённости на Ближнем Востоке, однако, понимание этих процессов даёт возможность находить новые пути к диалогу.
Источники
Johnson, P. & Miller, S. (2015). «Диспенсационализм и американский протестантизм: влияние на внешнюю политику». Journal of Religious Studies.
Brown, T., Smith, J. и соавт. (2018). «Американская внешняя политика и прокси-конфликты: Украина в фокусе». Foreign Policy Analysis.
Статья «Христианский сионизм и международная политика», опубликованная в International Journal of Middle East Studies.
Библейские тексты: Откровение 16:13-16, Псалом 124:42, 2 Фессалоникийцам 2:3, 1 Иоанна 2:18, Исаия 13:6.
Myers, D. N. (2024). The Perils of Naming: On Donald Trump, Jews, and Antisemites. Journal of Holocaust Research.
Beauchamp, Z. (2015). Как республиканцы влюбились в Израиль. Vox.
Lerer, L., & Kanno-Youngs, Z. (2024). Команда внешней политики Трампа: справочник по ястребам и голубям. The New York Times.