Схватка за влияние в Центральной Азии: как не допустить «украинского» сценария»?

Схватка за влияние в Центральной Азии: как не допустить «украинского» сценария»?

Процессы на постсоветском пространстве после начала СВО носят противоречивый и разнонаправленный характер. Если российско-белорусское сотрудничество, безусловно, укрепилось, то Армения приостановила свое участие в деятельности ОДКБ и пытается выстраивать отношения с ЕС, оставаясь в составе ЕАЭС. Казахстан пытается выдержать баланс отношений между РФ и Западом. На Киргизию пытается оказать влияние союзник Азербайджана – Турция, а на Таджикистан и Туркменистан – Китай. Не исключено, что проблемы для Москвы будут накапливаться и далее.

В Центральной Азии актуализируется схватка за комплексное влияние на страны региона между главными региональными игроками: Турция, Китай, Россия, США, а также Индия, Иран и др. Неопределённость в развитии российско-американских и российско-китайских отношений ставит государства СНГ перед не простым выбором. Тем не менее возникают условия для укрепления евразийской интеграции на постсоветском пространстве. 

Какие проблемы должна решить Москва, чтобы сохранить и укрепить своё влияние на постсоветском пространстве, при том, что лидеры стран региона в реальной политике демонстрируют неизменно политическую многовекторность и непредсказуемость? Нередкие визиты азиатских лидеров в Кремль нацелены на получение помощи от Москвы, при этом переподготовку собственной армии страны Средней (Центральной) Азии и Закавказья могут организовать на базах ВС США.

Тему комментирует Александр Дудчак, и политолог, ведущий научный сотрудник Института стран СНГ. И вот его первая мысль в ответ на обозначенный вопрос:

По его мнению, системная проблема в том, российская сторона подчас не формирует собственную политику в отношении государств – бывших республик Союза, а лишь реагирует на результаты политики других, недружественных государств. 

«Рост товарооборота – далеко не лучший показатель двусторонних отношений» - разве это не доказано практикой торгово-экономических отношений с Турцией, и ей подобным?»

Наши враги работают на перспективу

И здравый смысл, выгодные с экономической точки зрения предложения России, не являются залогом дружественных отношений в исторической перспективе. 

Когда-то Виктор Черномырдин, будучи послом России на Украине говорил: «У нас 30% рост товарооборота с Украиной, какие у нас могут быть проблемы?» 

А потом случился майдан 2004 года, ещё через 10 лет – госпереворот и превращение Украины в анти-Россию. И здравый смысл, выгодные условия экономического взаимодействия могут быть полностью проигнорированы ради «политической целесообразности», навязанной извне. Доказано Европой.

Наши враги работают вдолгую, основательным образом влияя на формирование сознания подрастающего поколения, помогая писать и переписывать историю, создавая новые «национальные ценности» и свой новый пантеон героев, о которых ещё вчера могли не подозревать, но обычно имевший одно общее качество – русофобию. 

С помощью огромного числа грантовых программ воспитывали лояльность к Западу у чиновников, госслужащих, военных различного уровня. И то, что упущено много времени, говорит лишь об
одном – приступить к работе на этих направлениях в интересах России необходимо немедленно.

Нужна единая общая трактовка важных исторических событий

Так, чтобы, рассказывая о Российской Империи или СССР, наши соседи и партнёры не искажали историю, чтобы не врали про оккупацию», «эксплуатацию» и «имперскую экспансию» бедных народов, а говорили правду о том, что Россия принесла культуру, науку, искусство, образование, технологии, развитие и сохранение национальной самобытности всех народов, кто попадал в её орбиту.

Разве эти республики заинтересованы в экономических связях с Россией меньше, чем Россия в них? В рынке сбыта, в источниках ресурсов и поставках технологической продукции? Но почему там считают, что Россия просто обязана предоставлять товары по спецценам, что Россия всегда поймёт и простит, а вот американцам лучше не перечить?

Доброе отношение нужно заслужить

Или (почему бы и нет?) отработать. Сначала – изменения в школьной программе, а потом русский театр за 4 млрд рублей. Ведь театр – материальная ценность, он будет построен. 

И пока строится, он «русский драматический», а когда строительство закончится – возможно власть сменится, или настроение у прежней переменится, и будет уже «народный ваххабитский центр». 

И если мы говорим о том, что мы никому ничего не навязываем, то и подход должен быть более прагматичным и паритетным. 

Не нужно бояться того, что мы можем не понравиться тем, кто относится к России с неприязнью, не нужно заигрывать с врагами. Это давняя и вредная привычка: «этих мы поддерживать не будем (в т.ч.  финансово), они и так за нас, давайте приплатим врагам, может они изменят риторику», полагает А. Дудчак.

Вот так примерно было и на Украине до и в промежутке между майданами. Заигрывание с врагами до добра не доводит. Но сначала нужно своих сторонников укрепить и в вере, и усилить их позиции в «братских республиках». 

Союзники же остались в меньшинстве и без достаточных ресурсов для того, чтобы оказать влияние на ситуацию. Но и с ними нужно быть разборчивыми – всё же в голове должна быть Идея, а не стремление к обогащению за счёт имитации пророссийской позиции.

Важна и экономика и гуманитарная сфера

Создание совместных предприятий, где будут работать те, кто прошел целевое обучение в России, не оставшись там и вернувшись домой.

Важно уже сейчас изменить подачу информации о России в СМИ, в учебниках по истории в школах. Эта задача вполне по силам, она решается административно-волевым путём. Проявления русофобии, которые слишком заметны в социальных сетях, должны останавливаться руками правоохранительных органов, это можно решить двусторонними соглашениями.

Решение миграционной проблемы

Необходимо остановить процесс замещения коренного населения России мигрантами из Средней Азии. Возможность работать в России должно быть привилегией, а не стандартным решением своих материальных проблем. 

Раздача российских паспортов должна быть остановлена. Трудовой мигрант – это человек, приехавший на четко оговорённое заранее время, без своей семьи, обязанный покинуть Россию после окончания вахты. Представляется целесообразным в короткие сроки сократить поток трудовых мигрантов только до списка высококвалифицированных (в действительности, а не в качестве иронического термина) кадров. 

Необходимо лоббирование и содействие в продвижении по карьерной лестнице в сфере госуправления кадров, доказавших свою лояльность России. Участие в формировании местных элит – нормальный процесс, из которого необходимо, насколько это возможно, вытеснить наших «партнёров» англосаксов.

Светлана Мамий