Италия: Бриджи от Муссолини или пиджак от ЕС?

Почему премьер-министру Италии Джорджии Мелони не удалось стать посредником между Вашингтоном и Европой

В этом году на традиционном карнавале в итальянском городке Виареджо, который славится своей политической сатирой, на одной из платформ была установлена 15-метровая статуя премьер-министра Джорджии Мелони. Создатель платформы Алессандро Аванцини нарядил её фигуру в розовый пиджак и серые бриджи, которые когда-то были популярны у фашистского диктатора Бенито Муссолини.

Как отмечает в этой связи газета New York Times, «господин Аванцини сказал, что намеренно оставил неясным, надевает ли госпожа Мелони бриджи или снимает их. По мнению разных зрителей, это точно отражает текущую политическую дискуссию в Италии о двусмысленности, в которой преуспевает премьер-министр». 

Для незнакомых с некоторыми европейскими реалиями поясним, что серые бриджи Муссолини – намёк на прошлое нынешнего итальянского премьера, которая в юности были лидером молодёжной организации нефашистской партии «Итальянское социальное движение – национальные правые силы». А розовый пиджак – намёк на гендерную повестку Брюсселя, который положил ее в основу политики ЕС.

«Когда она встречается с Трампом, она надевает эти брюки, но, когда едет в Брюссель, снимает их, – сказала г-жа Джусти. – Но я не думаю, что она сможет долго так продолжать», – добавляет NYT, якобы цитируя одного из своих читателей в своей статье, опубликованной под заголовком «По мере обострения отношений между Трампом и Европой Мелони оказывается между двух огней».

«В этом месяце, – продолжает газета, – премьер-министр Италии Джорджия Мелони, отвечая на шумные вопросы оппозиционеров в парламенте, отметила, что её неоднократно спрашивали: "Вы за Европу или за Соединённые Штаты? " Премьер-министр ответила, что она всегда на стороне Италии и, соответственно, Европы. "Я не следую слепо за Европой или Соединёнными Штатами, – сказала она, добавив: – Но я также за единство Запада, и я считаю, что это необходимо как для Европы, так и для Италии"».

«Всего пару месяцев назад, – отмечает далее издание, – когда президент Трамп вступил в должность, казалось, что г-жа Мелони идеально подходит на роль посредника между ним и Европой. Она была единственным европейским лидером на его инаугурации, разделяла его враждебное отношение к либеральным идеалам, дружила с Илоном Маском и, казалось, стремилась получить эту роль. Вместо этого, по мере нарастания напряжённости в отношениях между Европой и Вашингтоном, она оказывается в затруднительном положении, балансируя между своей идеологической близостью к Трампу и необходимостью для Италии укреплять безопасность и экономику континента».

Другими словами, газета дает понять, что та роль «посредника» между Европой и США, которую пытался определить ей Трамп и она сама захотела сыграть, ей не удалась. Хотя совсем недавно так считали не только в США, но и в Европе. 

«Окажется ли Джорджия Мелони козырной картой Европы?»писал несколько месяцев назад британский еженедельник Economist, заявляя, что именно итальянский премьер «входит в число тех, кто стремится стать стержнем трансатлантических отношений», или, как он еще добавлял, может стать «мостом между Европой и США».  

Описывая недавний визит итальянского лидера в США, издание удивлялось, что Мелони там принимали с непривычным для этой, прежде, в общем-то, не первостепенной для отношений между Вашингтоном и  Европой страны, почетом. «Её чествовали, – отмечал Economist, – в уникальном стиле на роскошной церемонии в кулуарах ежегодного совещания ООН на Манхэттене. Награду ей вручил не кто иной, как Илон Маск, торговец электромобилями, ракетами и политическим влиянием. Самый богатый человек в мире, помимо прочих комплиментов, назвал г-жу Мелони "тем, кто ещё прекраснее внутри, чем снаружи"».

Анализируя причины такого неожиданного внимания к Мелони в США, Economist, указал, что в настоящее время за расположение Трампа борются «две группы европейцев». Первая, это – «старая гвардия континента – лидеры Франции, Германии и Польши, а также гранды Европейского союза и НАТО, – которые традиционно занимались европейской частью трансатлантических отношений. Хотя они могут втайне ненавидеть г-на Трампа, все они думают, что у них есть "свои" люди для налаживания отношений с ним». 

Вторая группа претендентов на внимание Трампа, как считало издание, – «его идеологические приятели. Виктор Орбан, венгерский премьер-министр, наладил связи с движением MAGA (он обещает "Сделать Европу снова великой"). Наряду с другими, кто разделяет его автократические наклонности, такими как Роберт Фицо из Словакии». 

«Но именно по этой причине, – указывал автор статьи в Economist, – г-н Орбан станет шатким связующим звеном между ЕС и Америкой: каким бы влиятельным он ни был в кругах Трампа, в Европе ему никто не доверяет. Если он является мостом от правых MAGA, то это мост в никуда».

И вот на этом фоне премьер-министр Италии совсем недавно выглядел, как наиболее приемлемая для всех фигура, чтобы послужить «мостом» между Европой и США. «Г-жа Мелони, – отмечало авторитетное британское издание, – напротив, оказалась одновременно в обоих лагерях. Она родом из крайне правых и может ругать мигрантов и "проснувшихся" с таким же апломбом, как и любой другой на митинге Трампа или Орбана. Помимо своих связей с г-ном Маском, в течение многих лет она была в теплых отношениях со Стивом Бэнноном, идеологом MAGA.... У власти с 2022 года и, не сталкиваясь с выборами еще три года, г-жа Мелони ловко умудрилась остаться в русле мейнстрима ЕС. В отличие от других в ее политическом лагере, она поддерживала Украину до упора. Она не только не затевала ссор с Брюсселем, но и изо всех сил старалась казаться конструктивным партнёром».

Но теперь, судя по всему, операция – «Мелони – мост между Европой и США», провалилась. Причин тому несколько. Во-первых, оказалось, что «старые» лидеры Европы – честолюбивые президент Франции Эммануэль Макрон и Великобритания в лице ее премьера Кира Стермера – от лидерства своих стран на старом континенте отказываться не собираются. А в Германии место нерешительного Олафа Шольца пост канцлера вот-вот займет куда более радикально настроенный Фридрих Мерц. У него дед – бывший гитлеровский штурмовки, а отец был офицером Вермахта, так что в плане «родословной» он от Мелони мало чем отличается. А учитывая экономический потенциал Германии, то Италия конкурировать с ней в авторитетности для ЕС никак не может. 

А в-третьих, Мелони в отличие от воинственных Макрона и Стармера решительно отказалась направить итальянских солдат на Украину в качестве «миротворцев», тем самым выпав из хора «желающих», который пытается составить Макрон.

Ну, а самое главное, как отмечает уже упомянутая NYT, «неясно, хочет ли мистер Трамп, открыто враждебный по отношению к Европе, наводить мосты. Кроме того, лидеры Великобритании и Франции, которые превосходят Италию по ядерному потенциалу, сами стремятся взять на себя роль связующего звена между Европой и Белым домом. В то время как Европа увеличивает военные расходы и готовится к потенциальной торговой войне, г-жа Мелони продолжает проповедовать прагматизм, стараясь не принимать ничью сторону. Поддерживать баланс может стать сложнее. По словам аналитиков, каждый новый кризис с Трампом – из-за возможного мирного соглашения с Россией, из-за НАТО, из-за тарифов – ещё больше ослабляет позиции Мелони»,делает вывод американская газета. 

Тем более, что ее последние заявления вызвали недоумение, как в Брюсселе, так и в США. В интервью Financial Times Мелони усомнилась в том, что Вашингтон сможет гарантировать соблюдение мирного соглашения между Украиной и Россией после завершения президентского срока Дональда Трампа. Она подчеркнула, что при Трампе договорённости будут в силе, но что будет потом – никто не знает. 

Что касается отправки европейских миротворческих сил на территорию Украины, итальянский премьер призвала Европу воздержаться от таких мер. Она считает, что Россия может воспринять такой шаг как провокацию. Однако это не означает, что Европа не должна гарантировать безопасность Украины: Мелони предлагает распространить на неё пятую статью Вашингтонского договора, регламентирующую положение о коллективной обороне. При этом политик не предлагает принимать страну в североатлантический альянс, а её предложение фактически является гарантиями безопасности на бумаге – по аналогии с Будапештским меморандумом. Мелони также обеспокоена планом Европейского союза по перевооружению стран Европы, поскольку такая инициатива, как она считает, вызовет рост и без того большого государственного долга Италии.

Однако, выступая 29 марта на конгрессе партии Azione, Мелони поспешила дезавуировать это интервью: «Это возмутительно, говорить будто я с Трампом против Европы, но я этого не говорила. Я всегда с Италией, Италия находится в Европе и ее роль должна также заключаться в защите единства Запада».

«Я считаю, что это моя обязанность сделать все возможное, чтобы защитить или восстановить, если необходимо, это единство. Конечно, существуют разногласия, но именно по этой причине я считаю, что мы не можем действовать импульсивно, а должны действовать сбалансированно», – добавила она.

Но балансировать, сидя разом на двух стульях, – рискованное занятие. Тем более, что американскому гегемону в лице Трампа нужен вовсе не «мост» с Европой, а ее покорное подчинение диктату США. И вообще нынешняя дискуссия вокруг Мелони: за кого она – за Трампа или за Европу, немного напоминает диалог из советского фильма «Чапаев», в котором комиссара спросили: А за кого он? «За большевиков, али за коммунистов?»

А потому самое главное в истории с Мелони другое. Говорят о «двух стульях», а стул-то на самом деле один, западный! Что русофобия от Брюсселя, что ненависть к России от поклонников дуче – по правде, особо без разницы. Так что Мелони, вместо того чтобы строить умозрительные «мосты» было бы лучше обратить внимание на то, что творится сейчас в ее собственной стране. В Турине в минувшее воскресенье состоялась массовая демонстрация, в которой приняли участие около 30 тыс. человек. Демонстранты, как сообщает газета Giornale, кричали «Аллах акбар», развели в центре города костер и сожгли на нем фотографии премьер-министра, которую они обвиняют в том, что она поддерживает США и истребление палестинцев. Так что получается, что она при этом носит: бриджи а ля Муссолини или розовый пиджак от кутюрье от ЕС, людей не так уж и волнует. 

Другие материалы