Безумен ли безумный Трамп?

О возможных последствиях объявленной тарифной войны

Меняет ли расклад сил в Европе и мире трампизация внешней политики США? Очевидно, меняет. Вопрос в том как. Ополчив против себя, кажется, весь мир введением новых торговых тарифов, президент США словно забыл, что против него уже давно в конном и пешем строю поднялась половина Америки. Биться на два фронта никогда не было выбором для грамотных полководцев, однако трамповы полки ему кажутся надежной опорой. Если отбросить внутриамериканские сантименты, намерение Дональда Трампа опрокинуть складывавшуюся с середины прошлого века глобальную конструкцию управления мировой торговлей, опирающуюся на ВТО и денежные мешки МВФ и Всемирного банка, легко описать простой формулой: один против всех. Ровно то, что по гораздо более глубоким и долгоиграющим причинам происходит с Россией, отказавшейся ступить на путь либеральной самоликвидации. При всей разности потенциалов и диаметральной противоположности причин такого уникального события, Россия и США в этот конкретный момент мировой политики оказались по одну сторону возведённой либералами баррикады. Момент исключительный, но едва ли долгоиграющий. Это обстоятельство и подталкивает политиков обеих стран использовать момент на всю катушку: Вашингтон готов слушать и слышать Москву и учитывать её стратегические интересы – Россия приглашает США на предстоящую в мае в Москве международную встречу по безопасности под эгидой нашего Совбеза. Такая международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, проводится с 2010 года. В этом году она пройдет в Москве 27-29 мая. Что встреча может дать?

Обещание Трампа разрешить украинский кризис не означает его особенного расположения к Украине и украинцам. Трампу нужна Москва для того, чтобы влупить картечью по ЕС (профицит в торговле со Штатами 213,6 миллиарда долларов), отбивая у него все шансы навариться на продолжении военного конфликта с Россией. Решение стран Евросоюза резко нарастить усилия по укреплению собственных вооруженных сил из-за «российской угрозы» подбросило котировки ведущих европейских корпораций ВПК. Совокупная цена акций этих преимущественно западных, японских и южнокорейских компаний увеличилась на 12 процентов по сравнению с показателем на последний рабочий день 2024 года. За четыре месяца немецкий производитель вооружений Rheinmetall подорожал на 92%. Британский производитель двигателей для военной техники Rolls-Royce – на 45%, BAE Systems – на 41%. Акции японской корпорации Mitsubishi Heavy Industries выросли на 12%. Южнокорейской Hanwha, выпускающей танки, самоходки, реактивные системы залпового огня, боевые самолеты, которые она поставляет в Польшу, – на 128%. Ну где и когда вы видели такие бешеные доходы?

Выдавливая из Зеленского соглашение по ресурсам, Трамп буквально становится между ЕС и Россией, закрывая Брюсселю его Drang nach Osten. Защищая Россию? Не смешите меня… Экономика!

Как пишет The Economist, с холодным британским прищуром следящий за каждым шагом Вашингтона, «если вы не заметили, что Америку разграбляют, мародёрствуют, насилуют и расхищают народы ближнего и дальнего зарубежья или что ей жестоко отказывают в повороте к процветанию, то поздравляю: вы лучше разбираетесь в реальности, чем президент Соединенных Штатов». Британец более чем откровенен. Ему трудно определиться, что его тревожит больше: то, что «этот безумный лидер свободного мира может нести полную чушь о своей самой успешной экономике, вызывающей восхищение, или то, что 2 апреля, движимый своими иллюзиями, Дональд Трамп объявил о крупнейшем прорыве в торговой политике Америки более чем за столетие – и совершил самую глубокую, вредную и ненужную экономическую ошибку в современную эпоху».

Тут всё правильно – и эпоха современная, либерально-глобализационная, и «крупнейший прорыв в торговле» дробит её на куски. Направление главной атаки было задано офисом американского торгового представителя, который перечислил Трампу 21 страну с большим товарным профицитом, включая Великобританию, Европейский союз и Японию. Выступая в Розовом саду Белого дома, Трамп благословил пошлиной на товары из Китая на 34% (вместе с уже существующими будет 65%), на 27% для Индии, 24% для Японии и 20% для Европейского союза. Счастливчик, кто получил 10% только. Общая тарифная ставка в Америке поднимется выше уровня 19-го века, как в эпоху Великой депрессии, возмущаются аналитики трамповым «Днём освобождения», ознаменовавшим полный отказ США от мирового торгового порядка и возвращение протекционизма. «Перед странами, потрясенными бессмысленным вандализмом президента, встает вопрос о том, как ограничить ущерб», – констатирует The Economist. И не может простить: «Почти все, что мистер Трамп сказал на этой неделе – об истории, экономике и технических аспектах торговли, – было полной ложью. Его понимание истории перевернуто с ног на голову. Что касается экономики, то утверждения мистера Трампа – абсолютная чепуха. Президент говорит, что тарифы необходимы для сокращения торгового дефицита Америки, который он рассматривает как передачу богатства иностранцам. Нет никаких причин, по которым его дополнительные тарифы должны были бы ликвидировать дефицит. Настаивать на сбалансированной торговле с каждым торговым партнером в отдельности – все равно что утверждать, что Техас был бы богаче, если бы настаивал на сбалансированной торговле с каждым из остальных 49 штатов, или требовать от компании, чтобы каждый из ее поставщиков также был ее клиентом».

В этой оговорке по Фрейду относительно Техаса весь смысл глобализантов, стремящихся к слиянию мирового рынка в один «техас», подконтрольный транснациональным корпорациям. Для Трампа они плохи тем, что уводят производство из США на рынки дешевой рабочей силы, а прибыль – в офшоры. И, собственно, он лишь подравнялся под тарифы на товары из США, введённые их торговыми партнёрами – о чём шум? Чиновники Трампа установили тарифы по формуле, которая рассчитывает дефицит двусторонней торговли Америки как долю товаров, импортируемых из каждой страны, и отнимает свой экспорт… 

Да, на фоне падения биржевых фьючерсов из-за тарифов акции Nike, у которой есть заводы во Вьетнаме (новый тариф 46%), упали на 7%. Что сделает Nike? Переведёт производство в Штаты – там будет выгоднее. Переведёт – не переведёт, конечно, посмотрим, но никто не может отказать президенту США в прагматизме, с которым он перелицовывает экономические отношения США с миром. Это и есть его политика.

Нет сомнений в том, что следствием такой политики станет, во-первых, введение контрагентами США ответных мер, которые взвинтят торговые барьеры мирового рынка ещё выше, поскольку они, скорее всего, заставят президента Трампа удвоить ставку, а не отступить, что усугубит ситуацию до катастрофической, как в 1930-х годах. И во-вторых, начнётся – и уже начался – процесс наращивания торговых потоков «мимо США», особенно в сфере услуг, которые питают экономику нашего века. Именно этим и занимается огороженная санкциями Россия. И тут никто не станет спорить с Ульяновым-Лениным, считавшим, что политика есть концентрированное выражение экономики. Под новую экономику политика всегда трансформируется стремительно.

«Безумием короля Дональда», остановившим изнурительный и медленный процесс интеграции мирового рынка под интересы транснациональных компаний, потерявших национальный интерес в бизнесе, называют западные аналитики введение тарифов 2 апреля. Но в «хаосе, который устроил мистер Трамп», они не хотят (или боятся) увидеть поднимающийся остов экономики многополярного мира, инициированный и защищаемый Москвой. В отличие от заросших самомнением англосаксов и преданных им «табаки» по обе стороны Атлантики, Трамп торопится встроить в этот остов свою Америку, чтобы она сохранилась великой.

Даже самые ярые недоброжелатели Трампа признают, что он искусный маркетолог. Но для них «День освобождения» Америки от глобального доминирования ТНК, спеленавшего мир своей сетью, остаётся безумием, которое «приведет к замедлению экономического роста, росту инфляции, усилению неравенства и, вполне возможно, финансовым проблемам». 

Не без этого, конечно. Но бюджетное управление конгресса, беспристрастный эксперт, подсчитало, что тарифы Трампа сократят бюджетный дефицит Америки примерно на 2,7 триллиона долларов в течение следующих 10 лет… И то, что «безумный Трамп» сейчас идёт в одну с нами сторону, действительно переломный момент в мировой политике и её роли в судьбе России. Стало быть, нам по пути. Пока по пути. 

Другие материалы