Вторая мировая – цена войны для СССР и других стран

Суммарная величина только косвенных потерь составила 1890 млрд рублей

На протяжении нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны ни у кого в мире не возникало сомнения в том, что решающую роль в победе на фашистской Германией и ее союзниками сыграл Советский Союз.  Однако после исчезновения СССР на Западе началась ревизия история Второй мировой войны. Все более умаляется роль Советского Союза в победе, и основные заслуги присуждаются западным союзникам СССР – Соединенным Штатам, Британии и Франции. Мол, этой победы не было бы без открытия второго фронта в июне 1944 года, без американской программы помощи (ленд-лиза) и т. п.

Однако архивные документы говорят об обратном.  Войска Советского Союза на восточном фронте уничтожили более 500 немецких дивизий и сотню дивизий стран-союзников Германии. А это в 3,5 раза больше, чем уничтожили наши союзники вообще на всех фронтах Второй мировой. Нашими доблестными воинами было уничтожено более 75% авиации, танков и артиллерийских орудий Третьего рейха. Эти цифры ревизионисты истории Второй мировой войны отрицать не могут. 

Но они утверждают, что, мол, за всеми этими военными победами Советского Союза стояли Соединенные Штаты и Великобритания, которые своей экономической помощью Советскому Союзу обеспечивали военные победы.  В 1941 году валовой внутренний продукт (ВВП) Советского Союза, по оценкам западных историков, составил 359 млрд долларов (в долларах США 1990 года). А у США этот показатель равнялся 1118 млрд долл. А у Британии – 316 млрд долл. Но у Британии еще были доминионы и колонии. С их учетом ВВП всей Британской империи составил 716 млрд долл. Итого ВВП трех держав антигитлеровской коалиции в 1941 году составил 2193 млрд долл.  Доля Советского Союза в этом суммарном показателе составила 16,4%; на англосаксонских союзников СССР пришлись остальные 83,6% суммарного ВВП. 

Да, некоторую экономическую помощь от союзников СССР получал. Почти исключительно это была помощь со стороны США в виде программы ленд-лиза.  За годы войны Советский Союз получил такой помощи на сумму 10,98 млрд долл. Между прочим, почти в три раза меньше, чем то, что получила Англия (31,4 млрд долл.).  Да, Москва ждала с нетерпением поставок оружия, боевой техники и боеприпасов из-за океана. Особенно в 1941-42 гг., когда шли самые ожесточенные бои на нашей территории и когда еще не все советские оборонные предприятия сумели выйти на полную мощность. Но поставки по ленд-лизу начались лишь в 1942 году.  В указанном году Советский Союз получил 27,6% от всего объёма ленд-лиза, а в 1943–1945 годах – 71,5%. В 1948 году увидела свет книга председателя Госплана СССР Николая Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны».  В ней отмечается, что военные поставки союзников составили лишь 4% от собственного производства СССР. Конечно, спасибо союзникам. Наверняка они помогли сократить число наших людских потерь и приблизить день Победы. Но ни о каком решающем вкладе союзников (даже не военном, а экономическом) в саму Победу говорить нельзя. 

Пользуясь случаем, хочу дать некоторые цифры, дающие представление о том, какова была цена войны для основных ее участников. Цена складывается из двух основных составляющих: 1) людских потерь; 2) экономических потерь и издержек. 

Про людские потери скажу кратко: на долю СССР пришлось почти 50% людских потерь всех стран, участвовавших во Второй мировой войне (61 государство, в которых проживало около 80 процентов всего населения Земли). (Л.Л. Рыбаковский. Людские потери СССР и России в 1941-45 гг. // «Народонаселение», №1, 2011). Официальная цифра наших потерь, полученная в 1990 году в результате оценок специальной комиссии Генштаба и Госкомстата СССР, – 26,6 млн человек (и это без учёта косвенных демографических потерь). 

Сосредоточусь на экономических потерях и издержках («экономической цене» участия в войне). Они включают три основные составляющие: 1) военные расходы; 2) прямые материальные ущербы от разрушений (потери национального богатства); 3) косвенные ущербы (потери, вызванные прекращением или сокращением производства товаров). 

Начну с третьей составляющей. К сожалению, далеко не по всем странам имеются расчеты косвенных ущербов. Приведу лишь оценки по советской экономике. Н. Вознесенский   в упомянутой выше книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» приводит цифры по отдельным видам недополученной продукции за годы войны. Речь идет о предприятиях, которые оказались на оккупированных территориях или которые были разрушены в результате боевых действий. За основу расчета взяты объемы производства в 1940 году. Вот объемы потерь некоторых производств (за время до окончания войны) в натуральных показателях

1.      Каменный уголь – 307 млн. т

2.      Электроэнергия – 72 млрд. кВтч

3.      Сталь – 38 млн. т

4.      Алюминий – 136 тыс. т

5.      Металлорежущие станки – 90 тыс. шт.

6.      Сахар – 63 млн. ц

7.      Зерно – 11 млрд. пудов

8.      Картофель – 1.922 млн. ц

9.      Мясо – 68 млн. ц

10.  Молоко – 567 млн. ц

Суммарная величина косвенных потерь, по официальным оценкам Москвы, составила 1890 млрд рублей. 

Теперь о второй составляющей «цены войны» – прямых материальных ущербах от разрушений. Многие страны проводили инвентаризацию таких потерь как в физических, так и стоимостных показателях. Физические показатели – квадратные метры разрушенного жилого фонда, километры уничтоженных железных и автомобильных дорог, линий электропередач; киловатты мощностей электростанций и т. п. Имеются стоимостные оценки прямых материальных потерь. Обычно в национальных денежных единицах и в ценах довоенных лет. Но все это не очень годится для международных сопоставлений. 

По Советскому Союзу оценки прямых материальных потерь были подготовлены и обнародованы Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их союзников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР в годы Великой Отечественной войны (комиссия была учреждена 2 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР). Назову наиболее значимые цифры, свидетельствующие о наших гигантских материальных потерях: разрушено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, крова лишились около 25 миллионов человек. Было уничтожено около 32 тысяч промышленных предприятий, 84 тысячи школ и других учебных заведений, разрушили и разграбили 98 тысяч колхозов. Кроме того, ими было уничтожено 4100 железнодорожных станций, 36 тысяч предприятий связи, 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 82 тысячи начальных и средних школ, 1520 средних специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведения, 43 тысячи библиотек, 427 музеев и 167 театров.

Более детальные цифры можно найти в уже упоминавшейся книге Николая Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Они, кстати, включают потери не только в виде разрушений, но и хищений (вывоз оккупантами имущества с советской территории). Оценки сведены в четыре основных блока. 

I. Потери основных фондов промышленности: металлорежущие станки (ед.) – 175 тыс.; молоты и прессы (ед.) -34 тыс.; врубовые машины (ед.) – 2,7 тыс.; отбойные молоты (ед.) – 15 тыс.; электростанции (мощность кВт) – 5 млн.; доменные печи (ед.) – 62; мартеновские печи (ед.) – 213; ткацкие станки (ед.) – 45 тыс.; прядильные веретена (ед.) – 3 млн.

II. Потери производственной базы сельского хозяйства: лошади (голов) – 7 млн.; крупный рогатый скот (голов) – 17 млн.; свиньи (голов) – 20 млн.; козы и овцы (голов) – 27 млн.; тракторы (ед.) – 137 тыс.; комбайны (ед.) – 49 тыс.; зерновые тракторные сеялки (ед.) – 46 тыс.; молотилки (ед.) – 35 тыс.; животноводческие постройки (ед.) – 285 тыс.; плодовые насаждения (га) – 505 тыс.; виноградники (га) – 153 тыс.

III. Потери инфраструктуры транспорта и связи: железнодорожные пути (км) – 65 тыс.; паровозы (ед.) – 15,8 тыс.; вагоны (ед.) – 428 тыс.; железнодорожные мосты (ед.) – 13 тыс.; суда речные (ед.) – 8,3 тыс.; телеграфные и телефонные линии (км) – 2078.

IV. Потери жилого фонда: жилые дома в городах (ед.) – 1.209 тыс.; жилые дома в сельской местности (ед.) – 3,5 млн.

Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками СССР, по расчетам упомянутой выше Чрезвычайной государственной комиссии, составил около 30% его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, – около 67%.

 Прямой ущерб СССР был оценен в 679 млрд советских рублей (по ценам довоенного 1940 года).  Французский экономист А. Клод сделал сравнительные оценки прямых экономических потерь (разрушение и хищение имущества) по основным воюющим странам. В ценах довоенного 1938 года они составили по Советскому Союзу 128 млрд долл., по Германии – 48 млрд долларов. А вот у наших союзников они были следующими (млрд долл.): Британия – 6,8; Франция – 21,5. У США потери были очень незначительными (измерялись не миллиардами, а миллионами долларов). Еще имеется оценка по Польше – 20,0 млрд долл.  (История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002, С. 307-315).   Хотя суммарных стоимостных оценок прямого ущерба по всем странам, втянутым в войну, нет, однако можно смело утверждать, что на Советский Союз пришлось не просто «больше половины» (как пишут некоторые журналисты), а львиная доля суммарного прямого материального ущерба. 

Теперь о военных расходах (первой составляющей «цены войны»).   Здесь наиболее полными и надежными являются оценки западногерманского экономиста Б. Эндрукса, который постарался привести бюджетные расходы на военные цели воюющих стран к «общему знаменателю» в долларах США (в ценах военного времени и по валютному курсу 1938 года). И вот какие цифры получились (млрд долл.): СССР – 357; Германия – 272; Великобритания – 120; Франция – 15; США – 275; Италия – 94; Япония – 56. Итак, на антифашистский блок пришлось 767 млрд долл. А на страны «Оси» – 422 млрд долл. Явное преимущество на стороне антифашистского блока. В этом блоке на СССР пришлось 46,5%. 

Если просуммировать военные расходы и прямые материальные ущербы стран-участниц Второй мировой войны, то мы получим следующие значения «цены войны» по основным участникам (в ценах 1938 года или ценах времен войны, млрд долл.): СССР – 485; Германия – 320; Великобритания – 126,8; США – 275. В «большой тройке» антифашистского блока на Советский Союз пришлось примерно 55% суммарной «цены войны», а на англосаксонских союзников – остальные 45%. И это при том, что в «цене войны» не учтены косвенные потери (непроизведенные товары и услуги). С их учетом доля СССР в суммарной «цене войны» «большой тройки» антифашистского блока была бы намного выше.

Еще на Ялтинской конференции в 1945 году И. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль обсуждали вопрос о возможной величине репараций, которые Германия заплатит победителям и о распределении этих репараций среди стран-победительниц. Сталин проявил невероятное благородство по отношению к Германии, заявив, что ей следует определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов (вспомним, какое непосильное бремя репараций Лондон и Париж возложили на Германию на Парижской мирной конференции 1919 года). И одновременно он проявил невероятную щедрость в отношении союзников, сказав, что Советский Союз рассчитывает лишь на 50 процентов указанной суммы. На потсдамской конференции эти предложения Сталина были уже оформлены как решение. Увы, сегодня это благородство и это великодушие Москвы Западом начисто забыты.

Другие материалы