Политический пасьянс в Германии: второй шанс Сары Вагенкнехт?

Немцы, выступающие против нынешней политики, де-факто оказываются лишены права на представительство своих интересов

Накануне из Страсбурга пришла новость о том, что в Европарламенте начато расследование против группы депутатов, позволивших себе, вопреки нынешней русофобской политике ЕС, отправиться в Москву на празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Об этом, в частности, написал евродепутат-блогер Фидиас Панайоту, также бывший в составе этой неофициальной делегации.

«Должен сказать вам, что наш визит в Москву с другими евродепутатами совершенно не понравился Европарламенту, он начал уже расследование против нас», – сообщил блогер в ролике, размещённом в соцсети Х.

Помимо киприота Панайоту, ещё четыре европейских парламентария, побывавших 9 мая в Москве и удостоившихся там встречи с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, представляли Чехию, Словакию и Германию. 

От последней в Россию поехали члены «Союза Сары Вагенкнехт» (BSW) Рут Фирмених и Михаэль фон дер Шуленбург, чьи имена были названы в соответствующей заметке журнала Der Spiegel.

Не мне судить, был ли порыв этих двух немецких оппозиционных политиков проявлением их искренней благодарности советскому солдату или это всё это не более чем спланированная PR-акция партии, так, увы, и не набравшей на минувших выборах минимально необходимые для попадания бундестаг 5% голосов, но стоит признать, что время для напоминания о себе BSW выбрано практически идеально. 

Именно сегодня, когда, испугавшись значительного роста популярности «Альтернативы для Германии» (AfD) (по последним опросам обогнавшей все прочие парламентские партии), германские власти пытаются фактически «убить» эту политическую силу, для чего даже был избран такой откровенно запрещённый приём, как законодательное объявление партии «правоэкстремистской», необходимость в конституционно нейтральной политической альтернативе нынешнему курсу возрастает как никогда

Коротко напомню хронологию событий. За несколько дней до своей отставки глава МВД Германии в правительстве Шольца Нэнси Фезер внезапно обнародовала выводы из доклада Федерального ведомства по охране Конституции (BfV), в котором отмечается, что AfD является «гарантированно праворадикальной», что, в свою очередь, связано с «экстремистским характером партии в целом и её пренебрежением человеческим достоинством».   

«С сегодняшнего дня Федеральное ведомство по охране Конституции ФРГ классифицирует партию "Альтернатива для Германии" как устоявшуюся экстремистскую организацию», – говорится в сообщении на сайте ведомства с указанием, что соответствующая оценка была вынесена «после интенсивной и всесторонней экспертной проверки».

О качестве этой проверки можно судить по формулировкам, использованным в докладе BfV. Так, в частности, ведомство вменяет AfD в вину «продвижение этнически-наследственной концепцию народа», согласно которой «люди с миграционным прошлым не могут считаться полноправными немцами».

«AfD сознательно противопоставляет «немцев» и «паспортистов»», – сказано в документе.

То есть, по версии Федерального ведомства по охране Конституции, попытка разделить понятия «этнический немец» и «гражданин Германии» противоречит положениям основного закона ФРГ и вообще «нарушает принцип человеческого достоинства».

Забавно, полагаю, сотни тысяч баварцев, швабов, саксонцев, гордящихся не только своей самобытной культурой, но и отличностью от прочих ветвей немецкого народа, с такой формулировкой вряд ли бы согласились. Как и тысячи турок, иранцев, боснийцев, переехавших когда-то в Германию и ставших её полноправными гражданами, но не забывших своих этнических корней, своей культуры и языка.       

Впрочем, мы слишком углубились в анналы германской бюрократии и ушли в сторону от главной темы. Тем не менее очевидный факт того, что дело об «экстремизме» AfD шито белыми нитками и рискует провалиться в суде, жалобу куда уже подали лидеры партии, лишний раз доказывает, что вся эта история была затеяна с одной единственной целью: навсегда лишить «Альтернативу для Германии» возможности превратиться в полноценную и респектабельную политическую силу, с которой все прочие партии могли бы в случае необходимости иметь дело.

Тавро «правоэкстремиста» и «радикала», выжженное отныне на фасаде AfD, делает любые контакты с ней не просто нежелательными, а политически самоубийственными.

Но именно в этом и состоит угроза взрыва политической мины замедленного действия, часовой механизм которой запустила Нэнси Фезер – фрау, мягко говоря, небольшого ума.       

Дело в том, что простым запретом AfD проблему немецкого избирателя, за неё голосующего, не решить. Протестный электорат, до безумия уставший от политики проводимой в последнее время так называемыми мейнстримными партиями, голосовал не столько за «Альтернативу» как партию с определённой идеологией, сколько буквально за альтернативу многолетнему курсу германского руководства.

Вот что по этому поводу пишет Роберт Шнайдер, шеф-редактор издания BILD, которое никак не обвинишь в симпатиях к AfD. 

«Политический ущерб, нанесенный Фезер, значителен: крайне правая группировка наслаждается своей любимой ролью жертвы, вся страна обсуждает запрет AfD, насколько бы безнадежным он ни был… Боюсь, что своим поступком Фезер оказала так называемому демократическому центру медвежью услугу. С AfD не справиться через BfV, как показывают годы опыта. И, возможно, AfD удастся запретить. Но это не относится к её убеждённым сторонникам, число которых ещё несколько недель назад составляло более десяти миллионов». 

Согласно недавнему опросу института Forsa, более 40% немцев резко негативно восприняли попытку запретить «Альтернативу для Германии». По мнению многих экспертов, это и есть показатель истинного рейтинга AfD, который теперь, в условиях гонений на партию, будет только расти.

Но дело уже сделано, и этот «фарш» назад «не провернуть», даже если Конституционный суд Германии не согласится с выводами Федерального ведомства по охране Конституции.

Что мы в итоге имеем? В обстановке жесточайшего политического кризиса (неизбрание Мерца канцлером с первой попытки – тому прямое доказательство), в условиях довольно туманных экономических перспектив (германская промышленность продолжает либо вымирать, либо переселяться в США), а также ярко выраженных энергетических проблем (курс на конфронтацию с Россией не обещает никаких улучшений в этой сфере в ближайшем будущем) власти Германии своим волюнтаристским решением перекрывают единственный, по сути, законный канал для выражения народного недовольства.

Немцы, выступающие против нынешней политики, де-факто оказываются лишены права на представительство своих интересов в государственных органах. Что толку голосовать за партию, путь которой во власть попросту заказан? 

И в этой ситуации спасительной палочкой выручалочкой для германской политической системы может стать… да-да, тот самый «Союз Сары Вагенкнехт», представляющий собой не менее оппозиционную, а в некоторых вопросах (например, в контексте восстановления нормальных отношений с Россией и прекращения помощи Украине) даже более оппозиционную политическую силу, чем AfD, но без малейших подозрений на правый радикализм и экстремистские взгляды.

В своё время, я как-то назвал BSW «Социал-демократической партией Германии здорового человека», в отличие от «СДПГ курильщика», в которую старейшая немецкая  партия была превращена усилиями Шольца и его соратников.             

Кстати, не так давно один из лидеров молодежного крыла СДПГ Фабиан Фелис, критикуя действия нового главы партии,  Ларса Клингбайля, заявил, что «за последние полгода партийный билет СДПГ превратился в позорный документ».

Так каким же образом Сара Вагенкнехт и её единомышленники могли бы воспользоваться выпавшим им шансом вернуться в большую политику?

Во-первых, постараться максимально привлечь в свои ряды нынешних сторонников AfD, которые вряд ли будут голосовать за кого-либо из тех, кто представлен сегодня в бундестаге. Для этого BSW, несмотря на её левые убеждения, стоило бы избавиться от чрезмерного левачества, скажем, в вопросах миграционной политики и постепенно дрейфовать в сторону центра.

Во-вторых, заручившись поддержкой новых избирателей, BSW могла бы предложить себя в качестве «рукопожатной» оппозиции для сегодняшних германских властей, которым рано или поздно всё равно придётся идти на серьёзные уступки требованиям немецкого электората.

Ну и в-третьих, статус уважаемой оппонентами альтернативы нынешнему политическому курсу позволили бы BSW стать тем самым клапаном для спуска пара и исключить выход народного гнева в форме уличных протестов, как это было, скажем, во Франции.   

Только в таком случае Германия имеет шанс пройти сложный период своей истории без очередных катастрофических потрясений. Впрочем, для этого нужна не только политическая воля лидеров BSW и лично Сары Вагенкнехт и её супруга Оскара Лафонтена, но и осознание теперешними правителями Германии пагубности созданной ими ситуации. А вот как раз на подобное проявление благоразумия с их стороны надежд совсем немного. 

Другие материалы