Карта Британской империи

Англосаксы и германский нацизм. Часть II

Британский империализм

В предыдущей статье я коснулся темы британского империализма. Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Новом Свете. Началось освоение Северной Америки. Был дан старт формированию британской колониальной империи. Закон об унии, принятый английским парламентом в 1707 году, провозгласил Британскую империю.

Освоение новых территорий и пространств проводилось путём массового и безжалостного уничтожения местного населения. Современный американский историк Дэвид Стэннард (David Stannard) в своём труде «Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света» (American Holocaust: Columbus and the Conquest of the New World) утверждает, что в ходе колонизации было уничтожено около 100 миллионов коренных американцев (индейцев). Чтобы представить масштаб этого геноцида, приведу оценку английского экономиста Уильяма Петти, согласно которой в конце XVII веке численность населения Земли составляла 320 млн человек.

Конечно, другие европейские государства также приступили к освоению территорий в разных частях света, формированию своих колониальных империй. Из учебников истории мы знаем, что, начиная с XVI века, Испания, Португалия, Голландия, Франция приступили к созданию своих колониальных империй. Безусловно, интересы европейских стран в разных частях света часто сталкивались, дело доходило до вооруженных конфликтов и войн. На протяжении нескольких веков шла острая конкуренция между европейскими государствами за территориальный передел мира. Эта конкурентная борьба выявила абсолютного победителя. Им стала Британия (англосаксы).

Приведу некоторые цифры для сопоставления масштабов британской колониальной системы и испанской, которая считается второй. Максимального своего размера Испанская империя достигла в 1780 году, в это время площадь империи составляла 13,7 млн. кв. км. А население, по разным оценкам, составляло 20-25 миллионов человек. А вот Британская империя продолжала расти на протяжении всего XIX века и своего максимума достигла накануне Первой мировой войны. Ее площадь составила 34,7 млн кв. км, или примерно 22% земной суши. Недаром о Британской колониальной системе говорили, что над ней «никогда не заходит солнце». На пике мирового могущества Британии в ее империи проживало около 500 миллионов человек (более четверти населения Земли).

После победы над Наполеоном у Британии уже не оставалось серьёзных конкурентов в деле территориального освоения Земли. XIX в. время Pax Britanica. Единственной неосвоенной территорией, с точки зрения англосаксов, оставалась Российская империя.

Объяснение грандиозных успехов Британии в построении мировой империи неотделимо от обоснования «богоизбранности» англосаксов. Одним из основоположников идеологии империализма является всем известный английский писатель и философ Томас Мор (1478-1535 гг.), которого считают основоположником утопического социализма. Он автор известного труда «Утопия» (1516 г.). Современный историк Н.С. Иванов пишет об этом произведении: «Хотя описание острова Утопия, названия местных туземных народов, их обычаи носят вымышленный характер, однако и у современников, и у исследователей творчества Мора не вызывала сомнения "географическая привязка" к Новому Свету». И далее он пишет: «Туземцы обрисованы как жалкие, примитивные дикари, которые не имели никаких законных прав на свою собственную землю исключительно из-за того, что они не могли «рационально признать законы природы» и обрабатывать земли, на которых они жили. Они были "грубым и диким народом", вина которого состояла в том, что земли оставались "пустыми и праздными" (известная концепция terra nullius, почерпнутая из арсенала Римской империи и служившая одним из главных предлогов для колониальных завоеваний). Местные жители низводились до уровня животных, лишенных души, и их убийство рассматривалось как благо для «расчистки» необходимой утопийцам территории» (Н. С. Иванов. Генезис Британской имперской идеологии и Новый Свет // Исследования зарубежной истории, 2021. Выпуск 2) 

А вот английский философ и географ XVI века Джон Ди (1527-1608 гг.). Считается, что именно он является автором термина «Великобритания» (Great Britain). Джон Ди считал, что для того, чтобы Британии стать «великой», ей нужны земли, большие территории. Джон Ди стал разрабатывать идеологическое обоснование имперских претензий Британии. Он уже видел первые шаги в создании Британской империи и считал, что это признак особого расположения всевышнего к англосаксам. Не исключено, что идеи Джона Ди повлияли на королеву Британии Елизавету I, которая в 1600 году подписала указ о создании Ост-Индской компании (ОИК) для строительства Британской империи. Джон Ди был мистиком, многие идеи, как он сам признавал, получал от общения с ангелами. Так, вот ангелы ему подсказали, что англосаксы – особый народ с особой миссией.

Принято считать, что одним из первых идеологов Британской империи был Р. Хаклейт (1553–1616 гг.). В 1589 г. он опубликовал грандиозную «Книгу путешествий», в которой излагал свои соображения, как снаряжать английские экспедиции в Северную Америку и как ее колонизовать. Для обоснования британского империализма Хаклейт ввел понятие «новой национальной идентичности», превозносил достоинства «истинного английского характера» по сравнению с характером других народов. Британцы всевышним ориентированы на «мировой подход». Британцы могут и должны стать «повелителями мира».

Тему колонизации Нового света продолжил лорд-канцлер Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Свои идеи на этот счет он изложил в «Новом Органоне» (1620 г.) и «Новой Атлантиде» (1626 г.). Центральный персонаж второго произведения Зеведей утверждает, что рабство, истребление и превентивная война могут применяться в тех случаях, когда используются против народа, «который на самом деле представляет собой не народ, а просто кучу, множество, толпу, беспорядочную массу или скопление людей». То есть, когда «люди на самом деле не организованы в нацию или государство, а существуют как стадо животных». Обращение с аборигенами как со скотом оправданно, когда надо установить гражданское правление и «естественное право», если побежденные люди «подобны животным или безмозглому телу, неспособному управлять своими действиями». Аборигены могут себя называть хоть «королевством», хоть «государством», но если на деле они оказываются «бесформенной кучей людей» (heap of people), то к ним надо применять жесткую силу. 

При обсуждении британского израэлизма и империализма невозможно не вспомнить британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли (он же – граф Биконсфильд). Годы жизни: 1804-1881 гг.. Он имел еврейские корни, его предки были сефардами. О Дизраэли написаны книги, он – незаурядная личность. Кстати, не только государственный деятель, но и писатель. В своих книгах он размышлял в том числе о богоизбранности тех, кто жил на островах Туманного Альбиона. Он прекрасно знал версию насчет того, что англосаксы – потомки десяти колен Израилевых. Но тут также живут те, кто считает себя потомками двух остальных колен и кого прямо называют «евреями». Дизраэли – один из них. И он считает, что первым и вторым делить нечего, они все «богоизбранные». И их сила – в единстве. Из истории надо уметь извлекать уроки. Трагедией ветхозаветных евреев стало то, что в Х веке по Р. Х. единое Израильское царство разделилось на два: северное (сохранив прежнее название, в него вошло 10 колен Израилевых) и южное (получило название «Иудея», два остальных колена). В каком-то смысле Британию, по мнению Дизраэли, можно считать аналогом единого Израильского царства времен царей Давида и Соломона. И надо сделать все возможное для того, чтобы этот «Британский Израиль» сохранял свою целостность, укреплял и расширял свою империю Pax Britanica. 

Надо иметь в виду, что Дизраэли был у руля Британии в непростые времена. Английский капитализм грозил расколоть английское общество. По причинам не религиозного или идейного характера, а по социально-экономическим причинам. Обострялись противоречия между буржуазией (капиталистами) и рабочими (пролетариатом). О чем писал Карл Маркс в своих работах, прежде всего в «Капитале» (фактически это портрет английского капитализма). 

Чтобы снять эти противоречия, Дизраэли предложил ряд мер, которые позднее стали называть «социал-империализмом». Объединять граждан островов Туманного Альбиона, по мнению Дизраэли, должна идеология «единой британской расы». Капиталисты и наемные работники должны исходить из того, что их общее благополучие зависит не только и не столько от того, как будут складываться социально-экономические отношения внутри Англии, сколько от того, как успешно будет проводиться колониальная (империалистическая) экспансия страны. Примечательно, что именно во времена премьерства Дизраэли положение рабочих в Англии улучшилось. Это результат упорной работы премьер-министра с крупным капиталом, которому он советовал не жадничать, а делиться со своими собратьями по расе. Между прочим, в марксистской литературе английский рабочий класс конца XIX века стали назвать «рабочей аристократией». Мол, английская буржуазия начала прикармливать свой пролетариат за счет грабежа колоний.

Долгое время в идеологию империализма была посвящена почти исключительно британская элита. Та элита, которую Джон Коулман в своей книге «Комитет 300» ассоциировал прежде всего с главными акционерами и топ-менеджерами Британской Ост-Индской компании (БОИК). Но в последние десятилетия XIX века такую идеологию стали активно продвигать в народ. Современный исследователь истории британского империализма пишет: «…в 1890-х гг. к пропаганде идеи империи были подключены церковь, система образования, пресса. "Бог на стороне расширения Британской империи" – такое утверждение предоставляло высочайшую санкцию на проведение любой удобной для государства колониальной политики. Школы формировали новый тип мировоззрения, в котором должны были доминировать патриотизм, гордость за империю и англо-саксонскую расу. Идея империи стала основой для формирования философии истории. Ведущие и наиболее авторитетные периодические издания Великобритании – "Таймс", "Дэйли Телеграф", "Спектатор" – заняли позиции сторонников консервативной линии в проведении внешней и имперской политики. Кроме того, 1890-е гг. были отмечены возникновением и широким распространением периодических изданий, заведомо ориентированных на рассмотрение имперских событий и проблем. Таким образом, имперская идея сознательно транслировалась в массы, впервые за все последнее столетие и в масштабах, практически не имевших прецедентов в британской истории» (Марина Глеб. Британская имперская идея во второй половине XIX ВЕКА: основные направления и динамика развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 – № 2). 

Конечно, говоря о британском империализме, нельзя обойти фигуру Сесила Родса (1853-1902 гг.), который был и идеологом британского империализма, и практиком, воплощавшим эту идеологию в жизнь. Британская королева Виктория предоставила Родсу неограниченные полномочия в Южной Африке, а банкир Ротшильд – пятимиллионный кредит. Родсу принадлежала "Британская Южно-Африканская компания" (БЮАК). Родс сумел захватить обширные территории в Южной и Центральной Африке, которые стали называть «империей Родса», а его самого – «королём Африки». По площади империя Родса превышала в пять раз площадь Англии. БЮАК качала из недр Африки алмазы, золото и другие драгоценные металлы. Местные аборигены были рабами на этих месторождениях. В империи Родса появились прообразы концлагерей – гетто для чернокожих туземцев. Были учреждены карательные отряды. Были и другие новшества «богоизбранного» «короля Африки». В Лондоне знали о жестокостях Родса, но никто не возмущался. Родс был эталоном англосакса. Правда, этот «эталон» в конце жизни спился и скончался в возрасте 48 лет от букета разных болезней. Когда я был в Лондоне (примерно три десятка лет назад), мне показалось, что Лондон продолжал поддерживать репутацию Родса как эталонного англосакса. 

Правда, сегодня это становится делать все сложнее. Так, в Оксфорде долгие десятилетия стоял памятник Родсу. В июне 2020 года руководство университета под давлением студентов и общественности проголосовало за удаление этого памятника. 

Другие материалы