В предыдущей статье я писал о том, что «научная» теория Чарльза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже имела признаки социал-дарвинизма. И родиной социал-дарвинизма (учения, претендующего на объяснение общественной жизни с помощью законов биологии) была Британия. Но социал-дарвинизм, который развивался в Британии в последние десятилетия XIX века и постепенно приобрел форму евгеники, был скорее «научным» и «идейным», чем практическим. Англичанин Фрэнсис Гальтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина), основоположник евгеники, не призывал к тому, чтобы «внедрять» идеи евгеники в жизнь силовым методом. Он апеллировал к сознательным решениям людей, для чего призывал распространять в обществе знания в области евгеники.
Эстафету британского социал-дарвинизма подхватили другие страны. Прежде всего США и Германия. О германском социал-дарвинизме я буду говорить отдельно. А сейчас хотел бы сосредоточиться на истории социал-дарвинизма в Соединенных Штатах Америки. Особенно учитывая, что в Новом Свете он имел ярко выраженную практическую направленность. В виде «практической» евгеники. В США она появилась на два-три десятилетия раньше, чем в Германии. Третий рейх, занимаясь «практической» евгеникой в 30-40-е годы прошлого века, использовал американский опыт в этой области.
Именно в США была разработана концепция высшей арийской расы и сформулированы рекомендации по улучшению «человеческой породы» (прежде всего, через «правильные браки»). Корни американского расизма уходят в XVI-XVIII вв., когда англосаксы «осваивали» Новый Свет. Отцы-основатели США, провозглашая в конституции права и свободы народа Соединённых Штатов, ограничивали понятие американской нации «белыми англосаксонскими протестантами» (White Anglo-Saxon Protestants – WASP). Были определенные возможности вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов – немцев и голландцев. Однако отношение к католикам (в частности, испанцам, французам и тем более к латиноамериканцам) – было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало «правило одной капли крови», согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность. Американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.). Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — раздельные школы (для белых и темнокожих), отдельный общественный транспорт, запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных», в области услуг, афроамериканские воинские подразделения и тому подобное. Все это в той или иной степени такая откровенная и узаконенная расовая сегрегация существовало в Америке до 1970-х годов.
Если в Британии главным евгеником считается Фрэнсис Гальтон, то в Америке таковым является Чарльз Девенпорт (1866-1944 гг.). В Гарварде он получил докторскую степень по биологии. Преподавал зоологию в Гарварде, Чикагском университете и других учебных заведениях Америки. Девенпорт не скрывал, что по отношению к англосаксам все остальные расы он считает низшими. И что Америку надо всячески защищать от низших рас: «Возможно ли окружить нашу страну достаточно высокой стеной, чтобы не допускать сюда эти низшие расы, или то будет ничтожной преградой, — писал он, — или предоставить нашим потомкам уступить эту страну черным, коричневым и желтым, а самим искать убежища в Новой Зеландии?» (David Epstein, The Sports Gene: Inside the Science of Extraordinary Athletic Performance (New York: Current 2013), р. 176).
Не только Девенпорта, но и многих других американцев, считавших себя WASP (английская аббревиатура, означающая: «Белые англосаксонские протестанты»), охватила тревога в связи с тем, что Америка в период 1890-1920 гг. быстро наполнялась иммигрантами из разных стран, представлявших разные расы, этносы и культуры. Девенпорт нашел поддержку со стороны состоятельных белых американцев в деле защиты белой расы от всех иных этносов. На проекты в области евгеники ему давали деньги такие благотворительные организации, как Фонд Рокфеллера и Фонд Карнеги. Очень энергичной и влиятельной помощницей Девенпорта стала дочь железнодорожного магната Э. Гарримана Мэри Гарриман. Еще учась в колледже и слушая лекции Девенпорта, Мэри проявила столь сильный интерес к евгенике, что ее прозвали Евгенией. Она помогла Девенпорту деньгами отца создать Евгеническую организацию «Eugenics Record Office» (ERO). Главной задачей ERO являлся сбор информации медицинского и генетического характера по проживающим в США людям. Информации, необходимой для последующих практических действий в отношении тех лиц, у которых медицинские и генетические параметры сильно отклоняются от «нормативов» (Richard Hofstadter, Social Darwinism in American Thought, (Boston: Beacon Press, 1992), р.171).
Бывший президент Теодор Рузвельт писал Девенпорту в 1913 г.: «Мы не имеем морального права допускать продление рода граждан неправильного типа». В первую очередь лиц, умственно неполноценных и с разного рода поведенческими отклонениями (независимо от крови, расовой принадлежности). Во-вторых, представителей некоторых «неполноценных» этносов. Американские евгеники верили в генетическое превосходство скандинавских, германских и англосаксонских народов
Евгенические идеи заразили многих ученых и преподавателей американских вузов. Эдвин Блэк, современный историк идеологии и движения евгеники пишет: «Лучшие умы американской медицины, науки и высшего образования неустанно расширяли корпус знаний о евгенике и проповедовали ее принципы» (Edwin Black, War Against the Weak: Eugenics and America’s Campaign to Create a Master Race (New York: Four Walls Eight Windows, 2003), р. 90). В Американской ассоциации евгенических исследований, как отмечает Блэк, состояли представители Гарварда, Колумбийского университета, Йеля и Университета Джонса Хопкинса. Не только тех, кто преподавал биологию, зоологию и медицину, но и социальные науки, в том числе экономику.
Другой американский исследователь истории социал-дарвинизма и евгеники Даниэль Кевлз пишет, что почти ни один американский университет не избежал влияния евгеники накануне Второй мировой войны: «В Америке в евгеническую клику входило большинство молодых научных авторитетов, занимавшихся распространением менделизма. Помимо Девенпорта, там были Раймонд Пирл и Герберт Дженнингс, оба из Университета Джонса Хопкинса; Кларенс Литтл, ректор Мичиганского университета и позднее основатель Джексоновской лаборатории в Мэне; а также гарвардские профессора Эдвард Ист и Уильям Касл… Большинство американских колледжей и университетов, включая Гарвард, Колумбийский, Корнеллский, Брауновский, Висконсинский, Северо–Западный и Беркли, предлагали популярные курсы по евгенике или курсы по генетике, включавшие евгенический материал» (Daniel J. Kevles. In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (New York: Knopf, 1985), р. 69).
Американские «селекционеры» человечества продолжили линию англичан по развитию «позитивной» евгеники. Человек должен вторгаться в процесс эволюции человека, помогать Творцу улучшать породу homo sapiens путем познания того, как совершенствовать тех, кто отнесен к «правильной» расе, и практического применения этого знания. Некоторые американцы до сих пор вспоминают конкурсы вековой давности, которые проводились в Новом Свете и назывались «Лучший ребенок Америки». Эти конкурсы пропагандировали «правильные браки», в которых муж и жена были 100-процентными белыми людьми.
Но американцы все-таки основной акцент сделали на «негативной» евгенике. Которая говорит о том, как не допустить дальнейшего развития «неправильных» рас. А также как пресечь размножение «генетических выродков», некогда принадлежавших к «правильной» расе. «Негативная» евгеника построена на запретах, ограничениях и принуждениях. Рекомендации «негативной» евгеники были не только сформулированы в США, но и апробированы на практике. Начиная с Коннектикута в 1896 году, во многих штатах были приняты законы о браке с евгеническими статьями, запрещающие вступать в брак «эпилептикам, имбецилам или слабоумным». Первая попытка ввести принудительную стерилизацию была предпринята в штате Мичиган в 1897 году. В легислатуре штата был запущен соответствующий законопроект, однако он не набрал необходимого количества голосов. Первый штат, в котором такой закон был принят, –Индиана (в 1904 году). В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах («Евгеника — запрещённая наука будущего».
Евгеники принудительно стерилизовали 60.000 американцев, тысячам запретили вступать в брак, тысячи насильственно выселили в «колонии» и уничтожили бессчетное число людей способами, которые до сих пор изучаются. Евгеника из расистской философии переросла в национальную политику посредством законов о принудительной стерилизации и сегрегации, а также запретов на браки с «неполноценными», действовавших в 27 штатах.
В некоторых законах штатов было четко прописано, каковы признаки (характеристики) полноценного белого человека. Так, в законе о расовой неприкосновенности (Racial Integrity Act) штата Вирджиния от 1924 года, запрещавшего смешанные браки, белый человек определялся как тот, в чьих жилах «нет ни капли какой-либо другой крови, кроме европеоидной»; также тот, «в чьих жилах есть одна шестнадцатая или меньше крови американских индейцев и нет никакой другой не-европеоидной крови, считаются белыми».[62]
У истоков американской евгеники стоял институт Карнеги, который создал лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Из этого центра сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны. В 20-е годы учёные-евгеники Института Карнеги развивали глубокие личные и профессиональные отношения с немецко-фашистскими евгениками. В книге «Майн кампф» («Mein Kampf»), опубликованной в 1924 году, Гитлер ссылался на идеологию американской евгеники, демонстрируя глубокие познания в ней.
Сторонниками евгеники были такие известные фигуры англо-саксонского мира, как Теодор Рузвельт и Вудро Уилсон. Её одобряли верховные судьи США Оливер Уэнделл Холмс и Луис Брэндис, которые вынесли решение в её пользу. Её поддерживали: Александр Грэм Белл, изобретатель телефона; активистка Маргарет Сэнджер; ботаник Лютер Бербэнк; Лиланд Стэнфорд, основатель Стэнфордского университета. Теодор Рузвельт утверждал, что «общество не имеет права позволить дегенератам воспроизводить себе подобных». Лютер Бербэнк требовал «запретить уголовникам и слабовольным рожать».
Примечательно, что если евгеника Третьего рейха была осуждена на Нюрнбергском процессе 1945-46 гг., то в США евгенические законы продолжали действовать. Правда, для маскировки стали по возможности избегать слово «евгеника», которое ассоциировалось с германским фашизмом. Например, в научной и научно-популярной литературе стали слово «евгеника» заменять на «социальную биологию». Популярными среди евгеников стали такие малопонятные «непосвященным» термины, как «управление демографическими процессами», «планирование семьи», «генная инженерия», «эволюционная психология» и т. п.
В то время как программы евгенической стерилизации до Второй мировой войны в основном проводились среди заключённых или пациентов психиатрических больниц, после войны принудительная стерилизация была направлена на бедных людей и представителей меньшинств. В результате этих новых инициатив по стерилизации, хотя большинство учёных сходятся во мнении, что в США было зарегистрировано более 64 000 случаев евгенической стерилизации.
К 1963 году никто точно не знал, сколько принудительных стерилизаций было проведено в период с конца 1960-х по 1970-е годы, хотя, по оценкам, их могло быть не менее 80 000. («The American eugenics movement after World War II») Большое количество тех, кто подвергся принудительной стерилизации во второй половине XX века, были афроамериканками, латиноамериканками и коренными американками. В Калифорнии к 1964 году стерилизовано в общей сложности 20.108 человек, что является самым высоким показателем во всех Соединённых Штатах. ("California Eugenics». Среди стерилизованных людей непропорционально много было мексиканцев, американцев мексиканского происхождения и чикано. Андреа Эстрада, сотрудница Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, сказала: «Начиная с 1909 года и на протяжении 70 лет Калифорния лидировала в стране по количеству процедур стерилизации, проведённых среди мужчин и женщин, зачастую без их ведома и согласия. Примерно 20.000 стерилизаций были проведены в государственных учреждениях, что составляет треть от общего числа процедур, проведённых в 32 штатах, где такая практика была законной. ("The Politics of Female Biology and Reproduction".