Англосаксы и германский нацизм. Часть IV

Американский социал-дарвинизм

В предыдущей статье я писал о том, что «научная» теория Чарльза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже имела признаки социал-дарвинизма. И родиной социал-дарвинизма (учения, претендующего на объяснение общественной жизни с помощью законов биологии) была Британия. Но социал-дарвинизм, который развивался в Британии в последние десятилетия XIX века и постепенно приобрел форму евгеники, был скорее «научным» и «идейным», чем практическим. Англичанин Фрэнсис Гальтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина), основоположник евгеники, не призывал к тому, чтобы «внедрять» идеи евгеники в жизнь силовым методом. Он апеллировал к сознательным решениям людей, для чего призывал распространять в обществе знания в области евгеники. 

Эстафету британского социал-дарвинизма подхватили другие страны. Прежде всего США и Германия. О германском социал-дарвинизме я буду говорить отдельно. А сейчас хотел бы сосредоточиться на истории социал-дарвинизма в Соединенных Штатах Америки. Особенно учитывая, что в Новом Свете он имел ярко выраженную практическую направленность. В виде «практической» евгеники. В США она появилась на два-три десятилетия раньше, чем в Германии. Третий рейх, занимаясь «практической» евгеникой в 30-40-е годы прошлого века, использовал американский опыт в этой области.

Именно в США была разработана концепция высшей арийской расы и сформулированы рекомендации по улучшению «человеческой породы» (прежде всего, через «правильные браки»). Корни американского расизма уходят в XVI-XVIII вв., когда англосаксы «осваивали» Новый Свет. Отцы-основатели США, провозглашая в конституции права и свободы народа Соединённых Штатов, ограничивали понятие американской нации «белыми англосаксонскими протестантами» (White Anglo-Saxon Protestants – WASP). Были определенные возможности вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов – немцев и голландцев. Однако отношение к католикам (в частности, испанцам, французам и тем более к латиноамериканцам) – было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало «правило одной капли крови», согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность. Американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.). Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — раздельные школы (для белых и темнокожих), отдельный общественный транспорт, запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных», в области услуг, афроамериканские воинские подразделения и тому подобное. Все это в той или иной степени такая откровенная и узаконенная расовая сегрегация существовало в Америке до 1970-х годов. 

Если в Британии главным евгеником считается Фрэнсис Гальтон, то в Америке таковым является Чарльз Девенпорт (1866-1944 гг.). В Гарварде он получил докторскую степень по биологии. Преподавал зоологию в Гарварде, Чикагском университете и других учебных заведениях Америки. Девенпорт не скрывал, что по отношению к англосаксам все остальные расы он считает низшими. И что Америку надо всячески защищать от низших рас: «Возможно ли окружить нашу страну достаточно высокой стеной, чтобы не допускать сюда эти низшие расы, или то будет ничтожной преградой, — писал он, — или предоставить нашим потомкам уступить эту страну черным, коричневым и желтым, а самим искать убежища в Новой Зеландии?» (David Epstein, The Sports Gene: Inside the Science of Extraordinary Athletic Performance (New York: Current 2013), р. 176).

Не только Девенпорта, но и многих других американцев, считавших себя WASP (английская аббревиатура, означающая: «Белые англосаксонские протестанты»), охватила тревога в связи с тем, что Америка в период 1890-1920 гг. быстро наполнялась иммигрантами из разных стран, представлявших разные расы, этносы и культуры. Девенпорт нашел поддержку со стороны состоятельных белых американцев в деле защиты белой расы от всех иных этносов. На проекты в области евгеники ему давали деньги такие благотворительные организации, как Фонд Рокфеллера и Фонд Карнеги. Очень энергичной и влиятельной помощницей Девенпорта стала дочь железнодорожного магната Э. Гарримана Мэри Гарриман. Еще учась в колледже и слушая лекции Девенпорта, Мэри проявила столь сильный интерес к евгенике, что ее прозвали Евгенией. Она помогла Девенпорту деньгами отца создать Евгеническую организацию «Eugenics Record Office» (ERO). Главной задачей ERO являлся сбор информации медицинского и генетического характера по проживающим в США людям. Информации, необходимой для последующих практических действий в отношении тех лиц, у которых медицинские и генетические параметры сильно отклоняются от «нормативов» (Richard Hofstadter, Social Darwinism in American Thought, (Boston: Beacon Press, 1992), р.171).

Бывший президент Теодор Рузвельт писал Девенпорту в 1913 г.: «Мы не имеем морального права допускать продление рода граждан неправильного типа». В первую очередь лиц, умственно неполноценных и с разного рода поведенческими отклонениями (независимо от крови, расовой принадлежности). Во-вторых, представителей некоторых «неполноценных» этносов. Американские евгеники верили в генетическое превосходство скандинавских, германских и англосаксонских народов

Евгенические идеи заразили многих ученых и преподавателей американских вузов. Эдвин Блэк, современный историк идеологии и движения евгеники пишет: «Лучшие умы американской медицины, науки и высшего образования неустанно расширяли корпус знаний о евгенике и проповедовали ее принципы» (Edwin Black, War Against the Weak: Eugenics and America’s Campaign to Create a Master Race (New York: Four Walls Eight Windows, 2003), р. 90). В Американской ассоциации евгенических исследований, как отмечает Блэк, состояли представители Гарварда, Колумбийского университета, Йеля и Университета Джонса Хопкинса. Не только тех, кто преподавал биологию, зоологию и медицину, но и социальные науки, в том числе экономику. 

Другой американский исследователь истории социал-дарвинизма и евгеники Даниэль Кевлз пишет, что почти ни один американский университет не избежал влияния евгеники накануне Второй мировой войны: «В Америке в евгеническую клику входило большинство молодых научных авторитетов, занимавшихся распространением менделизма. Помимо Девенпорта, там были Раймонд Пирл и Герберт Дженнингс, оба из Университета Джонса Хопкинса; Кларенс Литтл, ректор Мичиганского университета и позднее основатель Джексоновской лаборатории в Мэне; а также гарвардские профессора Эдвард Ист и Уильям Касл… Большинство американских колледжей и университетов, включая Гарвард, Колумбийский, Корнеллский, Брауновский, Висконсинский, Северо–Западный и Беркли, предлагали популярные курсы по евгенике или курсы по генетике, включавшие евгенический материал» (Daniel J. Kevles. In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (New York: Knopf, 1985), р. 69).

Американские «селекционеры» человечества продолжили линию англичан по развитию «позитивной» евгеники. Человек должен вторгаться в процесс эволюции человека, помогать Творцу улучшать породу homo sapiens путем познания того, как совершенствовать тех, кто отнесен к «правильной» расе, и практического применения этого знания. Некоторые американцы до сих пор вспоминают конкурсы вековой давности, которые проводились в Новом Свете и назывались «Лучший ребенок Америки». Эти конкурсы пропагандировали «правильные браки», в которых муж и жена были 100-процентными белыми людьми. 

Но американцы все-таки основной акцент сделали на «негативной» евгенике. Которая говорит о том, как не допустить дальнейшего развития «неправильных» рас. А также как пресечь размножение «генетических выродков», некогда принадлежавших к «правильной» расе. «Негативная» евгеника построена на запретах, ограничениях и принуждениях. Рекомендации «негативной» евгеники были не только сформулированы в США, но и апробированы на практике. Начиная с Коннектикута в 1896 году, во многих штатах были приняты законы о браке с евгеническими статьями, запрещающие вступать в брак «эпилептикам, имбецилам или слабоумным». Первая попытка ввести принудительную стерилизацию была предпринята в штате Мичиган в 1897 году. В легислатуре штата был запущен соответствующий законопроект, однако он не набрал необходимого количества голосов. Первый штат, в котором такой закон был принят, –Индиана (в 1904 году). В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах («Евгеника — запрещённая наука будущего». 

Евгеники принудительно стерилизовали 60.000 американцев, тысячам запретили вступать в брак, тысячи насильственно выселили в «колонии» и уничтожили бессчетное число людей способами, которые до сих пор изучаются. Евгеника из расистской философии переросла в национальную политику посредством законов о принудительной стерилизации и сегрегации, а также запретов на браки с «неполноценными», действовавших в 27 штатах.

 В некоторых законах штатов было четко прописано, каковы признаки (характеристики) полноценного белого человека. Так, в законе о расовой неприкосновенности (Racial Integrity Act) штата Вирджиния от 1924 года, запрещавшего смешанные браки, белый человек определялся как тот, в чьих жилах «нет ни капли какой-либо другой крови, кроме европеоидной»; также тот, «в чьих жилах есть одна шестнадцатая или меньше крови американских индейцев и нет никакой другой не-европеоидной крови, считаются белыми».[62]

У истоков американской евгеники стоял институт Карнеги, который создал лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Из этого центра сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны. В 20-е годы учёные-евгеники Института Карнеги развивали глубокие личные и профессиональные отношения с немецко-фашистскими евгениками. В книге «Майн кампф» («Mein Kampf»), опубликованной в 1924 году, Гитлер ссылался на идеологию американской евгеники, демонстрируя глубокие познания в ней. 

Сторонниками евгеники были такие известные фигуры англо-саксонского мира, как Теодор Рузвельт и Вудро Уилсон. Её одобряли верховные судьи США Оливер Уэнделл Холмс и Луис Брэндис, которые вынесли решение в её пользу. Её поддерживали: Александр Грэм Белл, изобретатель телефона; активистка Маргарет Сэнджер; ботаник Лютер Бербэнк; Лиланд Стэнфорд, основатель Стэнфордского университета. Теодор Рузвельт утверждал, что «общество не имеет права позволить дегенератам воспроизводить себе подобных». Лютер Бербэнк требовал «запретить уголовникам и слабовольным рожать». 

Примечательно, что если евгеника Третьего рейха была осуждена на Нюрнбергском процессе 1945-46 гг., то в США евгенические законы продолжали действовать. Правда, для маскировки стали по возможности избегать слово «евгеника», которое ассоциировалось с германским фашизмом. Например, в научной и научно-популярной литературе стали слово «евгеника» заменять на «социальную биологию». Популярными среди евгеников стали такие малопонятные «непосвященным» термины, как «управление демографическими процессами», «планирование семьи», «генная инженерия», «эволюционная психология» и т. п. 

 В то время как программы евгенической стерилизации до Второй мировой войны в основном проводились среди заключённых или пациентов психиатрических больниц, после войны принудительная стерилизация была направлена на бедных людей и представителей меньшинств. В результате этих новых инициатив по стерилизации, хотя большинство учёных сходятся во мнении, что в США было зарегистрировано более 64 000 случаев евгенической стерилизации.

К 1963 году никто точно не знал, сколько принудительных стерилизаций было проведено в период с конца 1960-х по 1970-е годы, хотя, по оценкам, их могло быть не менее 80 000. («The American eugenics movement after World War II») Большое количество тех, кто подвергся принудительной стерилизации во второй половине XX века, были афроамериканками, латиноамериканками и коренными американками. В Калифорнии к 1964 году стерилизовано в общей сложности 20.108 человек, что является самым высоким показателем во всех Соединённых Штатах. ("California Eugenics». Среди стерилизованных людей непропорционально много было мексиканцев, американцев мексиканского происхождения и чикано. Андреа Эстрада, сотрудница Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, сказала: «Начиная с 1909 года и на протяжении 70 лет Калифорния лидировала в стране по количеству процедур стерилизации, проведённых среди мужчин и женщин, зачастую без их ведома и согласия. Примерно 20.000 стерилизаций были проведены в государственных учреждениях, что составляет треть от общего числа процедур, проведённых в 32 штатах, где такая практика была законной. ("The Politics of Female Biology and Reproduction".

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы