В следующее воскресенье, 17 августа, граждане Боливии отправятся на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса за кандидатов в президенты и членов двухпалатного конгресса (парламента). Правом голоса в стране обладает около 7,9 миллиона человек. Согласно законодательству, если ни один из кандидатов не наберет более 50 % голосов или 40 % с преимуществом не менее чем в 10 % кандидатом, занявшим второе место, то 19 октября состоится второй тур выборов.
В избирательной гонке нет бывшего президента Эво Моралеса, которого судебные власти отстранили от участия (он занимал пост главы государства с 2006 по 2019 г., пока не был вынужден временно покинуть страну из-за организованного против него переворота). Также от попыток переизбрания на второй срок отказался действующий президент Луис Арсе. По официальной версии, из-за низкого рейтинга поддержки. На самом деле причина кроется в глубоком расколе Движения за социализм, которое разделилось на эвистов и арсистов. Хотя в 2005 г. партия была достаточно сильная, потому что владела двумя третями мест в законодательном собрании, а при избрании самого Арсе в 2020 г. за него проголосовало 55 % избирателей, последующие конфликты (изгнание самого Моралеса с поста лидера партии в мае 2024 г.; попытка государственного переворота военными в июне 2024 г. и череда акций протестов эвистов против Арсе) привели к кризису Движения и отвернули от него часть электората.
Все это происходит на фоне экономического спада, нехватки в стране топлива и роста цен на продовольственные товары, что моментально отразилось на предвыборных настроениях. Правые кандидаты, безусловно, воспользовались этим, обещая вернуть страну на путь экономического развития и в лоно влияния Вашингтона, что подразумевается, поскольку правые в Боливии традиционно связаны с интересами Вашингтона.
Всего было зарегистрировано восемь кандидатов, среди которых есть два политических тяжеловеса от правого спектра и несколько известных левых фигур.
Провашингтонская оппозиция
Самуэль Дориа Медина представляет альянс «Единство». Это олигарх, который возглавлял крупнейшего в стране производителя цемента и владеет франшизой Burger King. В 1991-1993 гг. он занимал пост министра планирования. В его коалицию входят бывший президент Карлос Меса и крайне правый губернатор департамента Санта-Крус Луис Фернандо Камачо.
Дориа Медина предлагает преодолеть экономический кризис в Боливии путем закрытия государственных учреждений, которые он назвал “бесполезными”, введения мер жёсткой экономии и отмены контроля за ценами. Он хочет создать стабилизационный фонд в размере 5 миллиардов долларов, чтобы помочь в этом переходном периоде, пока экспорт не восстановится. В этом его программа напоминает предвыборную риторику бывшего банкира и анархо-капиталиста из Аргентины Хавьера Милея, который победил на последних выборах и начал предпринимать довольно открытые шаги для закабаления страны транснациональным капиталом. Вероятно, такой сценарий ждет и Боливию при его победе. Кроме того, он открыто выражал свое восхищение мерами безопасности, которые предпринял президент Сальвадора Наиба Букеле. А это явный путь к авторитаризму.
По последним данным экзитполов, он имеет более 24 % голосов.
Другой правый кандидат – это Хорхе “Туто” Кирога от партии Альянс свободы. Он был вице-президентом при президенте (он также был военным диктатором в 70-х гг.) Хьюго Банзере в 1997 году, а потом один год занимал пост главы республики, когда Банзер ушел в отставку из-за проблем со здоровьем. С тех пор Кирога трижды безуспешно баллотировался на пост президента, работал в МВФ и Всемирном банке, а также недолго проработал во временной администрации Жанин Аньес в 2019 и 2020 гг., после осуществленного переворота против Эво Моралеса. В его программе также фактически нет социальной составляющей: это сокращение роли государства, создание новых правил для частных инвестиций, приватизация государственных компаний и реформирование судебной системы. У него около 24 %.
Среди оппозиции на пост главы страны баллотируется и мэр Кочабамбы Манфред Рейес Вилья из партии «Автономия» для Боливии. Его программа предполагает создание миллиона рабочих мест, проведение налоговой реформы и отмену субсидий. Нужно отметить, что Рейес Вилья бежал из Боливии в Соединенные Штаты в 2009 году, после того как был выдан ордер на его арест, после того как он пропустил судебное заседание, связанное с предполагаемой мошеннической продажей частной собственности. В 2013 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения за экономические правонарушения, но его дело было приостановлено в 2021 г., когда он выиграл переизбрание на пост мэра Кочабамбы. В рейтинге он набрал почти 9 %.
Все три оппозиционера едины во мнении, что Боливия должна взаимодействовать с МВФ для преодоления экономического кризиса.
Более высокий показатель, чем Рейес Вилья (более 9 %), имеет Родриго Пас из Христианско-демократической партии. А правый политик Павел Арасена из Национал-демократического действия не набрал и одного процента.
Разобщённые левые
Среди левых наиболее перспективным считается 36-летний председатель сената Андронико Родригес. Он родом из Кочабамбы, где выращивают листья коки. Также он занимал руководящие посты в федерации профсоюзов боливийских фермеров, выращивающих коку, и стал вице-президентом этой организации при Моралесе, а в 2019 г. президентом. Поскольку и сам Моралес был из этой федерации, то это наводит на определенные коннотации. Но Родригес баллотируется независимо от Движения за социализм, поэтому Моралес и его сторонники заклеймили его предателем. Родригеса поддерживает партия «Народный альянс». У него было 9 %.
Из-за таких нюансов левый электорат находится в некоем смущении. Хотя есть предположения, что неопределившиеся из этого политического спектра до последнего момента, в конце концов, проголосуют за Родригеса.
Его программа предусматривает меры жесткой экономии, хотя есть положения по предоставлению кредитных льгот экспортным секторам при одновременном продвижении стратегии импортозамещения с целью сокращения расходов на импорт в иностранной валюте. Родригес призывает к “суверенной индустриализации” горнодобывающего сектора, планируя наладить отечественную добычу ключевых для страны металлов, таких как литий, серебро и медь, а также производство аккумуляторов и других компонентов, необходимых для возобновляемой энергетики.
Еще одним кандидатом от левых сил стал юрист Эдуардо дель Кастильо, который занимал пост министра внутренних дел в правительстве Арсе. Его поддерживает действующий президент, но он имеет крайне низкую поддержку, согласно последним опросам общественного мнения (не набрал и 2 %).
К левым кандидатам можно отнести и зарегистрированного кандидата Эву Копа, но у нее было менее одного процента поддержки голосов избирателей.
Поскольку будут избираться все члены сената и палаты депутатов законодательного собрания, то выборы будут решающими. Ожидается, что большинство из этих мест будет распределено в ходе президентской гонки. Все члены сената (36) и 60 из 130 депутатов избираются пропорционально числу голосов, набранных кандидатами в президенты от каждой партии. Затем 63 депутата избираются напрямую по одномандатным округам, а семь мест зарезервированы для представителей коренных народов. Срок их полномочий составляет пять лет. Вполне вероятно, что партии Дориа Медины и Кирога могут вступить в альянс, чтобы получить большинство мест в Конгрессе. Тогда контроль над законодательным собранием у Движения за социализм будет потерян.
Несмотря на удручающие для левых показатели, Боливия – это та страна, где до самого конца исход голосования неизвестен. Государство традиционно разделено на низинный Восток с Санта-Крус, являющийся оплотом прозападной олигархии и высокогорный Запад с Кочабамбой, где проживают народы аймара и кечуа, являющихся ядерным электоратом левых сил. До последнего времени Эво Моралес призывал портить бюллетени для голосования. Возможно, накануне решающих выборов он сможет договориться с одним из левых кандидатов и отдать ему голоса своих сторонников.