Японо-южнокорейский саммит: лидеры бодрятся и ставят цели, но до дружбы двух народов далеко

Отношения Токио и Сеула характеризуются «взлётами и падениями»

После скандальной попытки бывшего президента Республики Корея Юн Сок Ёля для борьбы с оппозицией и сохранения своей власти ввести в стране военное положение и последующего импичмента с перспективой отбывания неудавшимся диктатором тюремного срока в Токио весьма озаботились приходом к власти его оппонента из демократического лагеря. Опасения вызывала, прежде всего, судьба сколоченного ныне ушедшим в небытие американским президентом Байденом агрессивного военного блока США, Японии и Южной Кореи, открыто направленного на конфронтацию с КНДР, Китаем и Россией.

 Как и ожидалось, на состоявшихся досрочных президентских выборах победила Объединенная демократическая партия, что обеспечило избрание новым президентом ее лидера Ли Чжэ Мёна. В отличие от демонстративно проамериканского и прояпонского предшественника новый лидер страны заявил о себе как о приверженце многосторонней конструктивной внешней политике. В том числе заявив о готовности выстраивать отношения с Россией и Китаем, а также искать пути возобновления диалога с КНДР в интересах снижения ядерной угрозы, восстановления гуманитарных обменов и воссоединения разлученных семей. Было заявлено, что его подход к денуклеаризации полуострова основан на взаимных уступках и прагматизме, а не на силовом давлении. 

Вместе с тем президент акцентирует необходимость укрепления стратегического партнерства с США, особенно в оборонной промышленности и высоких технологиях, поддерживает модернизацию ракетного потенциала и стремится к передаче оперативного военного командования Южной Корее в мирное время. При этом президент Ли выступает за углубление трехстороннего сотрудничества с США и Японией не только в чисто военной сфере, но расширяя его до сфер науки, технологий, культуры и экологии.

Но в Токио не исключали, что при новом президенте могут обостриться проблемы прошлого. Речь идет об официальных извинениях японского правительства и выплаты денежных компенсаций за насильственный вывоз корейцев в качестве рабов для использования в рудниках и на военных заводах, принуждение десятков тысяч молодых кореянок «обслуживать» японских вояк в солдатских борделях и других преступлениях милитаристов и нацистов из Страны восходящего солнца. 

Серьезной проблемой двусторонних отношений являются и настойчивые притязания японского правительства на управляемые Сеулом острова Токто, именуемые в Японии Такэсима.

Однако президент Ли, видимо, считает Японию важным соседом, с которыми выгодно развивать политические, торгово-экономические, культурные и военные отношения. Причем настолько, что новый южнокорейский лидер, нарушив установленные правила, совершил первый зарубежный визит не в страну сюзерена – США, а в государство бывшего колонизатора Корейского полуострова и населявшего его народа. Формально это было объяснено празднованием 60-летия восстановления двусторонних дипломатических отношений.

Президент Ли в общении с Исибой и японскими СМИ, тщательно подбирая слова, говорил: «Отношения между Республикой Корея и Японией подобны отношениям соседей, живущих в одном саду. Трения возникают именно потому, что мы близки, но важно, чтобы мы активно сотрудничали в необходимых областях. Надеюсь, что взаимные визиты, так называемая челночная дипломатия, станет новой нормой». 

«Япония и Южная Корея договорились развивать двусторонние отношения стабильно и “ориентированным на будущее” образом, основываясь на “фундаменте”, заложенном с момента нормализации их отношений шесть десятилетий назад, поскольку они сталкиваются с общими проблемами в области безопасности и экономики», – комментирует визит в Страну восходящего солнца ведущее японское информационное агентство «Киодо цусин».

Однако за этими словами в первую очередь кроется стремление сохранить и упрочить военный союз с США и между собой. Это признают японские СМИ. «На саммите в Токио премьер-министр Сигэру Исиба и президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён договорились, что обе страны, как “партнеры”, должны активизировать сотрудничество и «стратегический диалог» по вопросам безопасности… Недавнее потепление в отношениях — отрадное событие, особенно в контексте трёхстороннего (военного. – А.К.) сотрудничества с Соединёнными Штатами. Однако, по словам аналитиков, неопределённость сохраняется, поскольку отношения между азиатскими соседями уже давно переживают взлёты и падения», – отмечает «Киодо цусин».

Агентство не может не признать сохраняющееся напряжение между двумя странами и народами по проблемам оценки истории двусторонних отношений: «Выбор Ли Японией вместо США для своей первой зарубежной поездки для двусторонних переговоров продемонстрировал важность, которую он придаёт отношениям, несмотря на напряжённость, связанную с историей военного времени и территориальной принадлежностью (островов Токто. – А.К.). Будучи президентом, он, ранее известный своей твёрдой позицией, занял более прагматичную позицию в отношении Японии, с которой Южная Корея делит США как общего союзника».

Учитывалось, что визит состоялся в исторически сложный момент для обеих стран. 15 августа, в 80-ю годовщину окончания колониального правления Японии 1910–1945 годов, Ли призвал Японию «честно» взглянуть в лицо «долгой и непростой» истории, которую разделяют две страны. «Вопрос о компенсации корейским военнослужащим, мобилизованным в Японию, и корейским «женщинам для утешения», которых заставляли работать в японских военных борделях, бросает тень на двусторонние отношения», – констатирует японское агентство.

В ходе почти двухчасового саммита премьер Исиба заявил, что он придерживается взглядов на историю, высказанных его предшественниками, — символический шаг, подчеркивающий то значение, которое история по-прежнему имеет для обеих стран спустя 80 лет после окончания Второй мировой войны.

Сообщается также, что, согласно совместному заявлению, Исиба особо сослался на соглашение о партнерстве 1998 года, в котором Япония признала страдания южнокорейцев во время своего колониального правления и выразила «глубокое раскаяние» и «искренние извинения». «Поскольку мы соседи, между нами существуют сложные вопросы. Но мы будем придерживаться последовательного политического подхода», — заявил Исиба. 

Стороны обсудили также ситуацию, возникшую в связи с американской политикой по выравниванию торговли с зарубежными странами за счет резкого повышения пошлин на ввозимые в США товары. «Токио и Сеул также сталкиваются с трудностями, пытаясь углубить сотрудничество с Вашингтоном в сфере безопасности, одновременно противодействуя экономическим угрозам, связанным с высокими импортными пошлинами, введенными президентом США Дональдом Трампом», – пишет «Киодо цусин». 

Рефреном на переговорах звучала тема «полной денуклеаризации» КНДР, то есть одностороннего отказа Пхеньяна от обеспечивающего свободу и независимость северокорейского народа ракетно-ядерного потенциала. 

В очередной раз ответ на стремление обезоружить КНДР в обстановке прямых угроз США, Японии и Южной Кореи «разгромить Северную Корею» дал Ким Чен Ын в связи с регулярными совместными военными учениями США и Южной Кореи. Заявив, что они демонстрируют «их стремление разжечь войну» и могут привести к разрушению мира и безопасности в регионе. При этом лидер КНДР отметил, что ежегодные совместные учения ясно подчеркивают «намерение двух стран оставаться максимально враждебными и конфронтационными» по отношению к Северной Корее, добавив, что они «в последнее время вынашивают планы создания военной коалиции с использованием ядерного элемента». Ким Чен Ын заявил, что обстановка в сфере безопасности вокруг КНДР «становится все более серьезной с каждым днем», добавив, что «сложившаяся ситуация требует от нас радикальных и быстрых изменений в существующей военной теории и практике, а также быстрого расширения ядерной программы».

После визита в Токио Ли Чжэ Мён отправился в Вашингтон. Это будет первый визит в США южнокорейского президента с момента его вступления в должность.