Глава украинского МИД Сибига написал в соцсетях 2 октября, что Украина «заявляет про разрыв дипломатических отношений с Республикой Никарагуа». Такое решение по отношению к другим странам ранее принималось Киевом всего дважды: первый раз из-за начала СВО, когда 24 февраля 2022 года Зеленский заявил о разрыве дипотношений с Россией, а второй раз (13 июля того же года) – в отношении Северной Кореи из-за признания ею независимости ДНР и ЛНР.
Если по вопросу отношений Киева с Москвой все понятно, то негатив к Пхеньяну украинский МИД объяснил попыткой КНДР «подорвать суверенитет и территориальную целостность Украины». В ответ на это Северная Корея указала, что «Украина не имеет права поднимать вопрос суверенитета после присоединения к несправедливым и незаконным действиям США, которые нарушили суверенитет Пхеньяна». Но вернемся к вопросу отношений с Никарагуа.
Что же такого страшного далекая латиноамериканская страна сделала киевскому режиму, чтобы он решил пойти на такой резкий шаг, обычно не принятый в дипломатической практике. Ведь разрыв дипотношений – это исторически сложившийся последний шаг перед прямым вооруженным конфликтом. Обратимся к опубликованному сообщению Сибиги.
На черном траурном фоне было написано: «МИД Украины решительно осуждает решение Никарагуа признать временно оккупированную Россией территорию Автономной Республики Крым, частей Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей Украины как часть территории РФ».
Далее указывалось, что такое решение рассматривается как «попытка подорвать суверенитет и территориальную целостность Украины», «нарушение Устава ООН и основополагающих принципов международного права». Само дипломатическое признание, по мнению Киева, является «ничтожным, не будет иметь юридических последствий и не изменит международно-признанных границ Украины».
На самом деле хунта Зеленского крайне боится, что решение Никарагуа вызовет эффект домино. То есть другим странам мира надоест закрывать глаза на то, что новые регионы с 2022 года стали частью России, а Крым – еще с 2014 года.
Еще с того времени отношения Манагуа с киевским режимом далеки от идеальных. После крымского референдума о возвращении полуострова в состав России посол Никарагуа в России Луис Молина 27 марта 2014 года заявил о признании «волеизъявления населения Крыма». Позднее, в ноябре 2020 года, в Крыму было открыто почетное консульство Никарагуа.
Киевский режим в 2021 году отреагировал так, как все чаще поступает в последнее время, и наложил «секторальные специальные экономические и другие» санкции на Никарагуа. Только тогда они были утверждены Верховной радой, а сейчас их практически еженедельно штампует Зеленский в отношении граждан России, Украины, Франции и многих других стран, а также компаний и организаций.
В этом году никарагуанцы поступили более решительно и сформулировали свое отношение к хунте Зеленского достаточно жестко. Сначала специальный представитель никарагуанского президента Ортега Мурильо, выступивший 26 июня на пленарном заседании Евразийского экономического форума, подчеркнул, что Никарагуа выражает солидарность с Россией в борьбе с фашизмом на Украине.
Буквально через месяц (30 июля) Манагуа сделало официальное заявление: «От имени правительства и народа Никарагуа мы выражаем нашу полную поддержку и полное признание Донецкого, Херсонского, Луганского и Запорожского регионов как неотъемлемой части территории Российской Федерации».
Более того, комментируя проведение СВО на Украине, никарагуанцы отметили: «Правительство и народ Никарагуа признают и решительно поддерживают героическую борьбу России против украинского неонацизма, поддерживаемого НАТО». Они также подчеркнули: «Мы уверены в победе России над этими силами зла, над державами-гегемонами, над фашизмом. Победа России – это победа человечества».
Позже, в августе, глава МИД Никарагуа Вальдрак Джентске подтвердил готовность своей страны установить «более тесные отношения и коммерческие связи» с новыми российскими регионами.
А совсем недавно (22 сентября) был подписан ряд соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и города Севастополь с Никарагуа. Спецпредставитель Ортега Маурильо так прокомментировал этот факт: «У нас уже есть почетное консульство в Крыму. Мы стали первой страной, кто удостоился такой чести. Мы также сможем открыть представительства в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях».
Вдобавок 23 сентября в Москве состоялась встреча министра обороны РФ Белоусова с главнокомандующим армией Никарагуа Авилесом Кастильо, который передал слова приветствия военнослужащим ВС РФ, участвующим в СВО. Со своей стороны, Белоусов отметил, что военное сотрудничество двух стран «проверено временем» и строится на доверии, дружбе и взаимном уважении интересов двух стран.
И вот тут-то остатки терпения киевской хунты окончательно порвались на британский флаг. Буквально через десять дней появилось упомянутое выше заявление украинского МИД о разрыве дипотношений с Никарагуа.
С целью предотвратить появление подобных ситуаций с другими странами в заявлении отдельно подчеркивалось, что Украина продолжит «реагировать максимально жестко в ответ на любые попытки посягать на ее суверенитет и территориальную целостность» и будет принимать для этого «все необходимые меры».
Нельзя исключать, что киевский режим станет использовать методы международного терроризма, которые уже давно стали для него привычными, чтобы политики других стран не решились поступить так же, как никарагуанцы.
Нужно отметить, что в 2022 году, разрывая отношения с Россией, украинское дипломатическое ведомство отметило, что «президент Украины Владимир Зеленский поддержал предложение МИД Украины», которое «начало процедуру» в соответствии с нормами международного права. Да и Зеленский публично заявил об этом на своем брифинге.
В этот раз ни о нем, ни о процедуре разрыва дипотношений никто даже не вспомнил. Зеленский также ничего не говорил и не писал в соцсетях о Никарагуа.
Действительно, зачем ссылаться на Конституцию Украины, согласно ст. 106 которой президент «принимает решение про признание иностранных государств», если легитимного президента в стране не существует с мая 2024 года?
Посмотрит, чем ответит Манагуа на заявление киевского режима, но вряд ли этот ответ ему понравится. Хотя какой смысл что-то отвечать незаконной хунте? Скорее другие страны должны последовать за решением Никарагуа.