В ночь на понедельник Литва закрыла границу с Беларусью. Продлиться такая ситуация может неопределенно долго. Поводом для подобных мер стали воздушные метеозонды, якобы летящие со стороны Беларуси. На прошлой неделе из-за этих зондов несколько раз прерывалась работа вильнюсского аэропорта. В связи с этим Литва уже несколько раз закрывала границу с Беларусью, но через непродолжительное время работа погранпереходов возобновлялась вновь. Однако похоже, что на этот раз в Вильнюсе намерены надолго заблокировать белорусскую границу.
Граница останется закрытой минимум до среды, когда окончательное решение будет принято правительством страны. По словам премьер-министра Литвы Инги Ругинене, правительство уже подготовило решение о закрытии пунктов пропуска "Мядининкай" ("Каменный Лог") и "Шальничининкай" ("Бенякони") – последних погранпереходов, работавших на белорусско-литовской границе. При этом премьер-министр отметила, что будут действовать некоторые исключения: «Это означает, что дипломаты, дипломатическая почта смогут передвигаться, а также наши граждане и граждане ЕС смогут приезжать к нам из Беларуси, но все остальное передвижение будет закрыто. Таким образом мы посылаем сигнал Беларуси и говорим, что не потерпим здесь никаких гибридных атак, мы примем все самые строгие меры для пресечения подобных атак».

Все дело в контрабанде?
По версии литовских властей, при помощи метеозондов белорусские контрабандисты переправляют на территорию ЕС сигареты, алкоголь и другую продукцию, которая из-за разницы цен имеет хороший сбыт в странах Европы.
Проблема эта далеко не новая. Литовская сторона обвиняла Беларусь в контрабанде задолго до нынешнего обострения двусторонних отношений, когда белорусско-литовская граница была сравнительно прозрачной. Литовские пограничники устраивали регулярные рейды, выявляя легковушки, грузовики и даже железнодорожные вагоны с тайниками для контрабанды. Также появлялись регулярные сообщения об обнаружении самодельных «спиртопроводов» с территории Беларуси в Литву.
Ещё одной проблемой был так называемый «бензиновый туризм». Из-за разницы цен на бензин литовцы предпочитали ездить за топливом на белорусскую сторону. Многие автомобили оборудовались бензобаками повышенной вместимости с целью последующей перепродажи топлива. Промышляли этим бизнесом в основном жители пограничной полосы, имевшие право безвизового въезда в сопредельные районы соседней страны.
В настоящее время со стороны Беларуси действует односторонний безвизовый режим для стран Европейского союза. Показательно, что лидерами по количеству въездов на белорусскую территорию с большим отрывом являются именно литовцы – на них приходится около половины всех въезжающих в Беларусь европейских граждан. Очевидно, что «экономический туризм» является далеко не последней причиной такой популярности, несмотря на все увещевания литовских властей не ездить в Беларусь.
Однако поводом для ужесточения пограничного режима, которое начала Литва на белорусской границе после 2020 г., послужила вовсе не контрабанда алкоголя, сигарет или бензина. Официальный Вильнюс обвинил Беларусь в организации канала нелегальной миграции. Произошло это после того, как Минск вышел из соглашения с ЕС по реадмиссии в ответ на европейские санкции и отказался принимать обратно нелегалов, попадающих в ЕС с белорусской территории.
Аналогичные обвинения в адрес Беларуси выдвинула Польша, которая в 2023 г. закрыла четыре из шести погранпереходов на границе с Беларусью. Польскому примеру последовала и Литва, которая также оставила работающими лишь два погранперехода из имеющихся шести.
Естественно, у всего происходящего имеется и военно-политическая подоплека. Более того, именно она, скорее всего, и является определяющей, а противодействие нелегальной миграции и контрабанде – лишь поводом.
Та же Польша наращивает свою военную группировку на границе с Беларусью и возводит дополнительные укрепления в пограничной полосе. Аналогичные меры предпринимает и Литва.
Более того, Литва и Латвия недавно озвучили весьма экзотическую инициативу по искусственному заболачиванию границы с Беларусью. Предлагается это, впрочем, не только по военным соображением, но и под экологическим соусом – якобы таким образом прибалты заботятся о восстановлении естественных ландшафтов, нарушенных хозяйственной деятельностью человека. Очевидно, таким нехитрым способом Вильнюс и Рига рассчитывают выбить деньги на финансирование своей инициативы из Брюсселя, где зелёная повестка весьма популярна.

В последнее время литовские власти все чаще обвиняют Беларусь в нарушении своего воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами. Так, летом в Литве несколько дней искали беспилотник, якобы залетевший с территории Беларуси. Впоследствии общественности были представлены обломки, напоминающие летательный аппарат типа «Гербера». Наконец, вишенкой на торте стали воздушные шары, из-за которых несколько раз останавливали работу вильнюсского аэропорта.
Что с калининградским транзитом?
У всей этой возни на белорусско-литовской границе есть ещё одно измерение – транзит в Калининградскую область. Закрытие всех погранпереходов на белорусской границе автоматически означает и остановку всего автомобильного транзита в Калининградскую область. Президент Литвы Гитанас Науседа накануне также высказался в пользу ограничения калининградского транзита.
Литва регулярно использует свое монопольное положение транзитёра для шантажа России, причем вряд ли это инициатива исключительно Вильнюса. В ЕС рассматривают Калининградскую область как своего рода вражеский эсминец на своей территории. Очевидно, что сценарии блокады Калининградской области в случае военной эскалации отрабатываются там самым серьезным образом.
В 2022 г. Литва уже пыталась остановить калининградский транзит под предлогом исполнения европейских санкций, хотя речь шла о товарах, которые не экспортировались из России в ЕС, а направлялись транзитом на российскую территорию.
Тогда кризис удалось разрешить. Тем не менее Литва сохранила ряд ограничений на номенклатуру товаров, следующих транзитом через литовскую территорию, количество железнодорожных вагонов, пропускаемых литовскими железными дорогами и т. п.
Все эти меры побуждают перевозчиков отказываться от литовского транзита и более активно задействовать морские паромные перевозки. Однако это вряд ли можно считать решением проблемы, учитывая, что ситуация на Балтике далека от спокойной и европейские страны устраивают регулярные провокации с целью препятствования российскому судоходству.

Каковы последствия?
Если Литва закроет границу с Беларусью надолго, то из 14 погранпереходов на границе с ЕС, действующими останутся только три – два на границе с Польшей и один – с Латвией. Основная нагрузка при этом ляжет на польское направление, где из-за большой нагрузки и проволочек в работе пограничных ведомств Польши и так наблюдается регулярное скопление больших очередей. Закрытие Литвы может привести к настоящему транспортному коллапсу.
Следует напомнить, что Польша уже предпринимала попытку полного закрытия границы с Беларусью во время учений «Запад – 2025». Однако в результате этих действий была заблокирована работа коридора «Один пояс – один путь», и уже через неделю под давлением Китая Варшава была вынуждена открыть границу.
Учитывая, что на работу контейнерного железнодорожного коридора действия Литвы вряд ли повлияют, то вмешательства со стороны Китая ожидать не стоит. ЕС, поддерживающий курс на эскалацию, также не станет одергивать своего сателлита, а проблемы автомобильных перевозчиков и тем более простых граждан, как показывает опыт последних лет, мало кого волнуют.
Все происходящее говорит о том, что ЕС продолжает курс на сокращение своих экономических связей с Россией и Беларусью, а значит, и на военно-политическую конфронтацию.