ЕС с США устремляются «оборонять» и Гвинейский залив...

ЕС с США устремляются «оборонять» и Гвинейский залив...

Инициатива ЕС по безопасности и обороне преследует далеко идущие цели контроля нефтегазовых коммуникаций

В рамках Инициативы Европейского союза по безопасности и обороне в Гвинейском заливе (EUSDI GoG) офицеры 24-го подразделения материально-технического обеспечения армии Испании (ULOG 24), базирующегося в испанском анклаве Мелилья на севере Марокко, направлены в Бенин для проведения специализированной подготовки в области военной логистики. Причём это только часть комплексной программы военного партнерства ЕС со станами региона. 

Четырёхнедельный курс, начавшийся 6 октября в Котону, проводится совместно с Управлением материально-технического обеспечения Вооруженных сил Бенина (DMA). Обучение направлено на управление современными военными автоцентрами и подготовку будущих инструкторов по вождению для армии, флота и военно-воздушных сил Бенина.

Испанская мобильная учебная группа (MTT) обучает шестерых бенинских военнослужащих, которые, в свою очередь, подготовят дополнительных инструкторов для своих вооружённых сил. Согласно официальной версии, этот подход направлен на укрепление местного потенциала и содействие развитию самостоятельного военного образования в оборонных ведомствах Бенина.

Означенная учебная миссия, по данным ЕС, «отражает более широкую приверженность Европейского союза миру, безопасности и стабильности в Западной Африке, где региональное сотрудничество имеет ключевое значение для решения общих проблем, таких как терроризм, отсутствие безопасности на море и организованная преступность».

Напомним, инициатива ЕС по безопасности и обороне для Гвинейского залива, или программа EUSDI GoG, созданная в соответствии с Решением совета (CFSP) 2023/1599, нацелена на укрепление военного и оборонного потенциала стран-партнёров в Гвинейском заливе – Кот-д'Ивуара, Ганы, Того и Бенина. Инициатива поддерживает развитие национальных вооруженных сил, способных эффективно реагировать на угрозы региональной безопасности, и способствует долгосрочной стабильности и устойчивости.

С момента своего присоединения в октябре 2024 г. Испания играет в рамках этой программы активную роль. Испанские военнослужащие провели двенадцать учебных курсов по всему региону, в том числе десять в Бенине, один в Кот-д'Ивуаре и один в Гане. Темы обучения варьировались от логистики и борьбы с самодельными взрывными устройствами до радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, при этом программы всегда учитывали потребности стран-партнёров. Благодаря таким инициативам, как EUSDI GoG, Брюссель продолжает демонстрировать свою приверженность совместной безопасности и устойчивому наращиванию потенциала, укрепляя партнёрские отношения с африканскими странами и внося вклад в стабильность региона Гвинейского залива. 

Идею коллективной военной ответственности НАТО в бассейне Гвинейского залива выдвинули ещё власти салазаровской Португалии в 1971-м на фоне их поражений в войнах с коммунистическими повстанцами в португальских доминионах Гвинее-Бисау (включая острова Зелёного Мыса), Анголе, Мозамбике и даже на островах Сан-Томе и Принсипе. Впервые же эта идея прозвучала в августе 1961 г., когда экс-французская Дагомея (с 1974 г. Бенин) потребовала от Португалии передать ей приморскую территорию Сан-Жуан-Батишта-де-Ажуда (около 150 кв. км). Но западные союзники Лиссабона не планировали ввязываться в колониальные войны Португалии, хотя оказывали ей военно-техническую и финансовую помощь.

Проект нигерийского газопровода в Европу и в целом планы Брюсселя максимально использовать весьма крупные газоресурсы Нигерии и всего бассейна Гвинейского залива – пожалуй, главная причина так называемого «сотрудничества в сфере безопасности» ЕС и прибрежных африканских стран. Кстати, новое крупное нефтегазовое месторождение открыли в марте 2024 г. в Гвинейском заливе на расстоянии в 45 км от побережья Кот-д’Ивуара на глубине 7 км. Его запасы оцениваются в 1,6-1,9 млрд баррелей нефти и 67 млрд куб. м попутного (т. е. нефтяного) газа. Разведку вели итальянская Eni и госкомпания Petroci из Кот-д’Ивуара, осваивается оно теми же компаниями с середины 2025 г. (суммарные инвестиции – около 6 млрд долл.). Бывший французский Берег Слоновой Кости – в числе экспортёров нефти и газа с 2022 года: пока в основном это экспорт иностранными компаниями.

Сказывается также и то, что военные базы Франции в Сенегале, Кот-д`Ивуаре, Мали, Нигере, Чаде и ЦАР эвакуированы оттуда в 2022-25 гг. Пока в бассейне остаётся сокращённый с 2025 г. контингент объединённой базы ВВС и ВМС Франции в Габоне. Соответственно, образовавшийся вакуум стремится восполнить ЕС, разумеется, с участвующей в ЕС Францией, что закономерным образом ведёт к обострению имеющихся проблем, включая пиратство, социальные беспорядки и насилие на этноконфессиональной почве. 

Впрочем, блок НАТО издавна «привязан» к бассейну Гвинейского залива: с юга к этой акватории примыкает «Британская территория Атлантического бассейна» – острова Святой Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья. С учетом этого фактора, упомянутый проект ЕС олицетворяет собой формирование комплексной военно-политической опеки означенного бассейна. (1)

Британская территория вблизи Гвинейского залива

В последние годы активизировалось сотрудничество России с африканскими странами, пребывающими в поиске оптимальных внешнеполитических балансов и стремящихся избавиться от избыточной опеки со стороны бывших колонизаторов. Так, в мае 2024 г. Россия подписала соглашение о военном сотрудничестве с островным государством Сан-Томе и Принсипи. Среди прочего документом предполагается проведение совместных военных учений и иных мероприятий, что дало почву предположениям о возможном появлении на берегах Гвинейского залива российского военного объекта. Разумеется, не все на берегах Гвинейского залива приветствуют диалог с Москвой: например, бывший премьер-министр Сан-Томе и Принсипи Жоржи Бом Жезуш тревожится за связи с Вашингтоном и Брюсселем. 

Развивается и военно-техническое взаимодействие с Экваториальной Гвинеей, впервые налаженное еще в середине 1970-х годов и включающее использование военно-морских и военно-воздушных объектов африканского государства. В настоящее время договоры о военном сотрудничестве подписаны с 43 странами Чёрного континента. Немаловажным преимуществом сотрудничества с Россией является отсутствие политических ультиматумов. Вместе с тем недавний военный переворот в Гвинее-Бисау, приведший к отстранению от власти президента Умару Сисоку Эмбало, свидетельствует о серьёзных внутриполитических рисках и вызовах региональной стабильности, которыми могут воспользоваться западные игроки для продвижения своих интересов. 

Примечание

(1) США могут открыть военные базы в Бенине, Кот-д'Ивуаре или Гане, сообщил международный новостной портал AES INFO, комментируя поездку на этой неделе в Африку главы Объединённого комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерала Чарльза Брауна. «В Западной Африке есть страны, с которыми мы уже работаем», – приводятся в публикации фрагменты его беседы с журналистами. Председатель комитета не стал раскрывать, о каких именно государствах идет речь, но другое должностное лицо высокого ранга дало понять, что среди них значатся Бенин, Кот-д'Ивуар и Гана.

Заглавное фото: wadr.org