Совет Европы придумал новый русофобский документ, или Очередные претензии Киева

Европейские глобалисты не оставляют попыток обосновать воровство российских активов

Принятие международного документа о материальных претензиях к России со стороны Украины всегда было одной из целей работы киевской власти.

Еще в 2000-е годы предпринимались попытки признания голодомора 1932-1933 годов на Украине геноцидом украинского народа, чтобы затем возложить юридическую (и, следовательно, материальную) ответственность на Россию как правопреемника СССР. Однако, несмотря на все старания украинских дипломатов, мир помнил о миллионах русских, казахов и других граждан СССР, которые также погибли от голода в те годы.

Поэтому Киев решил снова поднять тему геноцида украинцев только после февраля 2022 года подачей иска в Международный суд ООН.  Киев утверждал, что Россия слишком «рьяно» исполняла эту Конвенцию, начав боевые действия для защиты Донбасса без достаточных доказательств актов геноцида со стороны Украины.

Странно, что киевскому режиму были нужны доказательства преступных действий ВСУ и украинских добробатов, которые годами с помощью оружия и обстрелов уничтожали русских Донбасса. Ведь иначе, чем умышленным геноцидом, такие действия назвать невозможно.

Как и ожидалось, в феврале 2024 года Международный суд ООН принял решение о том, что выдвинутые Киевом обвинения не имеют отношения к Конвенции, поскольку речь идёт не о совершении Россией геноцида или невыполнении обязательств по его предотвращению. Более того, в начале декабря 2025 года суд принял встречный иск Москвы, в котором Украина сама обвиняется в совершении геноцида русского населения.

Вместе с тем последние несколько лет Киев и поддерживающие его европейские глобалисты не оставляли попыток организации международного признания если не геноцида, то других «преступлений» России для того, чтобы обязать ее в дальнейшем выплачивать денежные «репарации» Украине. С этой целью на Западе обсуждались варианты проведения некоего международного трибунала для осуждения России. Вопрос заключался только в том, как это организовать.

В январе 2023 года Европарламент принял резолюцию, в которой шла речь о создании специального трибунала по агрессии против Украины, однако принятие любых документов в рамках ЕС осложнялось необходимостью их согласования всеми странами-членами. С учетом сложности и неопределенности с завершением этого процесса европейские глобалисты пошли другим путем. Поэтому в июне этого года они предложили вариант подписания специального соглашения Украины с Советом Европы.

При этой организации была создана структура под названием «Реестр убытков», которая по состоянию на сегодня приняла более 85 тысяч заявлений о понесенных убытках из-за «российского вторжения».

Стремясь получить денежные компенсации со стороны РФ, глобалисты ссылаются на резолюцию Генассамблеи ООН от ноября 2022 года, в которой написано, что Россия должна «нести правовые последствия всех своих международно-противоправных деяний, включая возмещение вреда, в том числе любого ущерба, причинённого такими деяниями». 

В развитие этой идеи Совет Европы разработал проект Конвенции о международной претензионной комиссии для Украины, который с большой помпой был подписан рядом европейских стран 16 декабря этого года в Гааге. 

Изначально, генеральный секретарь Совета Европы Ален Берсе обещал, что «45 государств подпишут конвенцию, которая создаст Компенсационную комиссию» (КК). Он заявил: «В Совете Европы у нас есть три основы системы ответственности. Во-первых, это Европейский суд по правам человека, который рассматривает дела о нарушении прав человека и межгосударственные дела. Второй основой является Реестр убытков, а с сегодняшнего дня – Компенсационная комиссия, а третьей основой будет Специальный трибунал».

В то же время только 35 представителей, из полусотни участвовавших в этом сборище, подписали Конвенцию – 34 страны Европы и Европейский союз. Фактически это очередной региональный документ в рамках Совета Европы. Вместе с тем 5 стран ЕС отказались его подписывать: Болгария, Венгрия, Греция, Словакия, Чехия так же, как и представители других стран, присутствовавших на мероприятии.

Для вступления в силу указанная Конвенция требует ратификации 25 странами-участницами. Роль КК, в которую трансформируется Реестр убытков, будет состоять в том, чтобы рассматривать полученные заявления и определять суммы, которые Россия «должна выплатить». Причем к числу пострадавших относят не только обычных граждан, но и компании, а также Украину как государство, включая местные органы власти.

В список принимаемых в Реестр убытков заявлений входит такое обоснование, как «утрата доступа или контроля над имуществом на временно оккупированной территории». Под таким имуществом понимается все, что находилось на бывших украинских территориях, даже если отсутствует информация о состоянии этого имущества (уничтожено оно или нет). Через КК Украина намерена требовать полную стоимость такого имущества. 

Киев также собирается требовать выплат всем временно перемещенным лицам, а также компенсации полученных ими субсидий из госбюджета Украины. Кроме того, разрабатываются механизмы «наследования прав на компенсацию», в случае если заявление было подано человеком, который после этого умер.

Всего было создано более 40 категорий убытка или ущерба, по которым принимаются заявления на компенсацию. Киев уже предлагает всем желающим подавать заявления в Реестр убытков, тем более что пока это не требует предъявления никаких документальных подтверждений. Очевидно, что все эти заявления будут использоваться лишь в целях русофобской пропаганды, а денег они никогда не получат.

Можно ожидать, что КК (в случае если Конвенция вступит в силу) начнет принимать решения по наиболее резонансным заявлениям (включая от Украины как государства), а также по определенным категориям заявлений: выплаты ВПЛ, компенсации людских потерь, компенсации имущества и т. д. Однако сами авторы документа предлагают не ждать первых выплат ранее второй половины 2027 года и то «при оптимистическом сценарии».

В то же время киевский режим рассчитывает использовать для выплат замороженные в Европе российские активы, а также самонадеянно ожидает, что в будущем «компенсационный фонд» будет пополняться выплатами в размере от 5% до 15% «экспортной выручки» России, а в обмен с нее будут постепенно сниматься западные санкции.

Тем более что европейские политики прямо заявляют, что ЕС никогда не вернет России ее деньги. На саммите ЕС 18 декабря бельгийский премьер Барт де Вевер, можно сказать, написал явку с повинной: «Евросоюз не имеет ни малейшего намерения отдавать Путину российские активы».

В целом конференция в Гааге стала очередным русофобским мероприятием с участием почти исключительно стран Европы, уже давно входящих в «коалицию желающих» поддерживать Украину. 

С юридической точки зрения исполнение положений подписанной ими Конвенции в отношении России практически невозможно, так как они не являются для нее обязательными. Вместе с тем Киев и европейские глобалисты собираются использовать факт подписания этого документа как «поддержку мирового сообщества», собираясь размахивать его текстом на международных площадках, особенно в ООН.

Не следует забывать, что в России в этом году также было инициировано создание Регистра вреда причиненного государству, его гражданам и компаниям со стороны Украины и стран Запада: 19 мая 2025 года указом Президента РФ Владимира Путина органам прокуратуры поручено вести «сбор, проверку и систематизацию сведений» о таком вреде, а 5 июня Генпрокуратура утвердила положение о порядке такого мониторинга. И неизвестно еще у кого окончательная сумма будет выше.

Можно ожидать, что взаимные претензии сторон будут аннулированы в процессе мирного урегулирования украинского конфликта. Пока же Киев и Европа используют подписанную Конвенцию в целях своей русофобской пропаганды и самопиара.