Украинские националисты очень любят скорбеть. Это проявляется во всем, начиная от гимна и заканчивая ежедневными ритуалами проводов погибших военнослужащих ВСУ.
Общеизвестно, что современный гимн Украины начинается словами «Еще не умерла…», а далее по тексту содержатся такие фразы, как «сгинут наши враги» и «душу и тело мы положим» (для сравнения: гимн Украинской ССР, начинался со слов «Живи, Украина…»).
В марте 2022 года на Украине была введена общенациональная минута молчания каждый день в 9 утра. Причем соблюдать ее требуют от всех практически силой. Точно так же во время похорон украинских военных их тела провозят по улицам городов и в мегафон заставляют всех прохожих становиться на колени, чтобы почтить память.
Однако корни желания скорбеть лежат не только в гимне или военных потерях, а заложены возвеличиванием потерь украинцев во время голодомора 1932-1933 годов, который националисты долгое время пытались сделать трагедией исключительно жителей Украины.
Да вот незадача, во время голодомора погибли не только миллионы жителей Украинской ССР, но и миллионы жителей РСФСР и Казахстанской ССР. То есть трагедия коснулась всего советского народа без раздела на национальности – и русских, и казахов, и украинцев.
Однако пример еврейского народа и его холокоста в период перед и во время Второй мировой войны, а также многочисленные компенсации, которые евреи получили от Германии, завлекал украинцев тем, что они точно так же могут получить компенсацию от России за голодомор.
Над этим стали работать и украинские законодатели, и дипломаты. Еще при Кучме в 1998 году был установлен «День памяти жертв голодомора», который отмечается каждую третью субботу ноября. Во время его второго президентского срока в 2003 году Украина инициировала принятие в рамках Генеральной Ассамблеи ООН Совместного заявления делегаций ряда стран (включая РФ) по случаю семидесятой годовщины «Голодомора — Великого голода 1932—1933 годов на Украине».
В нем говорилось, что голод «унёс 7-10 миллионов невинных жизней и является национальной трагедией украинского народа». Тем не менее «отмечая 70-ю годовщину украинской трагедии, мы также отдаем дань памяти миллионам русских, казахов и представителей других национальностей, умерших от голода в Поволжье, на Северном Кавказе, Казахстане и других районах бывшего Советского Союза».
В итоге, начиная с 2003 года соответствующие резолюции приняли парламенты нескольких стран (начиная с Канады и Австралии), причем некоторые из них назвали голодомор геноцидом украинского народа.
Следующий украинский президент Ющенко еще более активно взялся за этот вопрос. С его подачи в 2006 году Верховная рада приняла закон «О голодоморе 1932—1933 годов на Украине», в котором он признавался «геноцидом украинского народа». При этом публичное отрицание голодомора стало «надругательством над памятью миллионов жертв» и «унижением достоинства украинского народа». Более того, в законодательство были внесены поправки, предусматривающие уголовную ответственность для тех, кто отрицает, что голодомор являлся геноцидом украинцев.
И тут в 2007 году Израиль подготовил резолюцию Генеральной конференции ЮНЕСКО «Память о Холокосте». Казалось бы, вопрос скорее относится к компетенции ООН, но там уже была в январе того же года принята резолюция Генассамблеи «Отрицание Холокоста» и в ЮНЕСКО евреи развивали занятые позиции.
Получивший просьбу о поддержке этой резолюции, украинский МИД недолго думая, сделал аналогичный проект, поменяв слово холокост на голодомор. Эту резолюцию на Генкоференции ЮНЕСКО приняли, но и тут все оказалось не так гладко, как хотелось Киеву.
Во-первых, никто не назвал голодомор геноцидом украинского народа по примеру холокоста. Во-вторых, ЮНЕСКО почтила память не только погибших на Украине, но и «жертв голода в России, Казахстане и других частях бывшего Советского Союза». А в-третьих, секретариат Организации никто не заставлял что-то организовывать, а лишь приветствовалась «инициатива Украины организовать памятные мероприятия» по случаю 75-летия голодомора и содержался «призыв к государствам-членам рассмотреть возможность участия в них».
Получилось, как всегда: большая украинская «перемога» (победа), к которой подобралась коварная «зрада» (предательство), потому что ЮНЕСКО практически самоустранилось от организации памятных мероприятий.
И вроде бы на этом все успокоилось, но после начала СВО снова пошла серия заявлений парламентов разных стран о признании голодомора «геноцидом украинского народа». Практически все они были приняты в 2022-2023 годах и почти все – в странах Европы, которая таким образом очередной раз политически поддержала киевскую власть.
До сих пор остается сильный разброс в оценке количества жертв голодомора. Причем некоторые исследователи включали в него и нерожденных детей, которые должны были появиться у погибших от голода. По разным оценкам, общая сумма жертв колеблется от 3,2 до 9 млн человек. Например, по данным НАН Украины за 2013 год, количество смертей населения Украины составило 3,9 млн., России – 3,3 млн, Казахстана – 1,3 млн, а суммарно на всей территории СССР – 8,7 млн граждан.
Стоит вспомнить, что еще в 2008 году Госдума РФ приняла заявление «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». В нем подчеркивалось, что в результате голода «пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины, Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием, в 1932-1933 годах там погибло около 7 млн человек».
Его жертвами стали «миллионы граждан СССР, представители различных народов и национальностей», однако сама «трагедия не имеет и не может иметь международно-установленных признаков геноцида и не должна быть предметом современных политических спекуляций».
Вот только киевская власть уже не первый год называет виновником голодомора Москву, хотя именно местные уполномоченные ходили по домам украинцев и отбирали у них зерно после неурожая 1932 года. И именно западные страны, стремясь устроить голод в СССР, отказывались принимать золото и требовали исключительно зерно в оплату за станки и оборудование, которое у них закупали для индустриализации Советского Союза.
В то же время за последние годы хунта Зеленского практически смогла устроить геноцид граждан Украины, независимо от того украинцы, русские или представители других национальностей.
Во-первых, количество потерь ВСУ еще год назад оценивалось в 1 миллион человек. А сейчас к этой цифре можно смело добавить еще 300-400 тысяч.
Во-вторых, если не считать жителей Крыма и исторических регионов Новороссии, вошедших в состав РФ, только в странах Европы получили статус убежища 6,7 млн граждан Украины. И, как говорят соцопросы, большинство из них никогда не вернутся назад, а станут гражданами тех стран, куда они уехали.
В-третьих, только за два месяца после разрешения на выезд для юношей 18-22 лет страну покинуло еще более 100 тысяч граждан. Это не считая тех, кто пересекает украинскую границу нелегально.
В-четвёртых, на Украине резко упала рождаемость. Дошло до того, что в Киеве достаточно мест в детских садиках всем желающим, а в регионах эти заведения стоят полупустыми.
Как отметила замминистра образования Анастасия Коновалова: «До школы эта демографическая яма еще не дошла, а вот в дошкольном образовании мы ее уже очень сильно чувствуем». Детей до 3 лет на Украине сейчас около 570 тысяч, а 3-6 лет – около 880 тысяч, хотя эти цифры должны быть примерно равными.
При этом, по данным Евростата, дети возрастом до 18 лет представляют 16,4% всех украинских беженцев. Получается, что более 1 миллиона несовершеннолетних граждан Украины проживают за границей и шансы на их возвращение домой тают с каждым месяцем военных действий. Точнее растут шансы на то, что теперь у них уже новый дом и новое гражданство.
Некоторые могут сказать, что выезд в Европу несравним с гибелью от голода, но в целом потери населения Украины только от него практически вдвое превысили потери от голодомора. И это без учета бывших украинских граждан, проживающих уже на российских территориях и получивших паспорта РФ, без учета потерь от погибших военнослужащих ВСУ, от нерожденных детей и прочие.
Так что по своим результатам для Украины правление хунты Зеленского не только сравнимо с последствиями голодомора 1932-1933 годов, но и намного их превзошло. И это еще не окончательные цифры, так как прекращения боевых действия пока совсем не видно.