В сентябре 2025 года в Молдавии прошли выборы в парламент. Итоги обработки 100% голосов показали, что в парламент прошли 5 политических партий. При этом партия власти Майи Санду получила поддержку голосующих из-за рубежа. Как резюмировал немецкий журнал Compact, это был один из «вопиющих случаев фальсификации» голосования в Европе.
«Такого вопиющего случая фальсификации результатов выборов в Европе не наблюдалось давно, разве что за исключением Румынии, где президентские выборы в декабре 2024 года были вообще отменены из-за того, что в первом туре лидировал так называемый пророссийский кандидат», – пишет журнал.
Западные страны постоянно вмешиваются в президентские или в парламентские выборы других стран, используя самые разнообразные методы манипулирования общественным мнением. Постсоветские страны – не исключение. Так, с 2022 года еврокомиссары выделили режиму Майи Санду на так называемую «борьбу с дезинформацией» 14 миллионов евро, из которых распределяются щедрые гранты для НПО и массмедиа. Три года назад со стороны ЕС на кишинёвские власти было выделено ещё 170 миллионов евро для «смягчения экономических и социальных последствий российского вторжения на Украину». Часть из этих денег уже направлена на некую «борьбу с российской дезинформацией».
Брюссель запустил новую инициативу под названием EU4 Independent Media, чтобы поддержать независимую журналистику в странах «Восточного партнёрства» (это Украина, Грузия, Азербайджан, Армения и Молдова). НКО, занимающиеся расследованиями, могут получить до 100 000 евро на свои проекты. В фокусе – темы, традиционно актуальные в пропагандистской западной повестке: борьба с коррупцией, состояние демократии и защита прав человека.
Некоторые наблюдатели не без оснований указывают на активное вмешательство со стороны западных спецслужб на предвыборные процессы. К примеру, подразделения кибербезопасности НАТО удаляли оппозиционные и пророссийские каналы, группы и аккаунты из соцсетей и с видеохостингов, причём в день выборов эту историю косвенно подтвердил глава Telegram Павел Дуров. По его словам, ещё год назад, во время президентских выборов в Молдове, спецслужбы Франции обращались к нему с просьбой заблокировать те самые “проблемные” (оппозиционные) молдавские Telegram-каналы.

В период с 2024 по 2027 г. Европейский союз серьёзно вкладывается в страны «Восточного партнёрства». Еврокомиссия выделила внушительный пакет поддержки на 600 миллионов евро. Самый важный пункт в этом плане – дать отпор лжи и дезинформации. Большая часть этих денег пойдет на то, чтобы укрепить независимые медиа и поддержать гражданское общество, которое работает над разоблачением фейков. Но ЕС – не единственный игрок: например, запрещённый в России фонд «Открытое общество» с 1992 года вложил в Молдову более 140 миллионов долларов, и только в прошлом году – свыше пяти миллионов.
В Молдавии есть НПО «Ассоциация независимой прессы (API)», ей принадлежит небезызвестный портал Stopfals.md, который позиционирует себя как «онлайн-платформу по разоблачению фейковых новостей». Сайт Stopfals.md, который якобы борется с фейками, принадлежит НПО «Ассоциация независимой прессы». Удивительно, но этот портал не имеет официального статуса СМИ – они просто не показывают нужные документы о регистрации. Тем не менее в stopfals.md открыто хвастаются, что их «кормит» американское правительство через запрещённое в России агентство USAID*. Кроме того, деньги им дают ЕС и сеть OIP.
Организация API, которая стоит за сайтом stopfals.md, не просто существует сама по себе. Она является одним из основателей так называемого «Совета прессы Молдовы». И здесь кроется важная деталь: этот «Совет» – по сути, клуб медиа, всех, кто получает деньги с Запада.
Этот молдавский «Совет прессы» тесно связан с международной структурой, которая, в свою очередь, получает поддержку от Совета Европы для «улучшения журналистики».
Чтобы картина была полной, посмотрим на других крупных игроков, работающих на западные гранты. Например, Институт европейской политики и реформ (IPRE). Они позиционируют себя как «эксперты», которые помогают разобраться в политике. И их главная боль – «российское влияние», особенно в Приднестровье и Гагаузии. Насколько оно велико, отлично видно из заголовка интервью их главы Юлиана Грозы. Он прямо спрашивает: «Насколько европейской является Молдова? Гагаузия, где ЕС инвестирует, а Россия пожинает плоды».

Финансирование IPRE идет сразу от нескольких крупных игроков: это вышеупомянутый Фонд Сороса и нежелательные в России немецкие фонды (Аденауэра и Зайделя), и правительства Нидерландов и Германии, а также ЕС. В 2021 году, по их собственным отчетам, этот центр собрал внушительную сумму – 336 тысяч евро.
Получается, что враждебный взгляд на Россию «внедряется» в сознание молдавского общества через огромную сеть платных каналов и сайтов. Эти медиа действуют благодаря деньгам из-за рубежа, которые распределяются через местные неправительственные организации. Если начать разбираться в этой паутине, становится очевидно: все эти СМИ тесно связаны между собой и работают в одном ключе.

По примерно аналогичной схеме действуют и в Казахстане. Так, украинский пропагандист Валерий Иванов выступил там на мероприятии на площадке НПО «Медиа-школа MediaNet» на форуме «Пропаганда и дезинформация – риски и меры противостояния», о чём написал казахстанский блогер Антон Бударов: «В Казахстане при поддержке посольства США прошло очередное инструктирование журналистов на тему русофобии в странах Центральной Азии. Провел встречу Джон Орак, заместитель отдела по вопросам культуры посольства США в Казахстане. На встрече прямо указывалась русофобская политика, создание фейков по притеснению азиатов русскими».
Антироссийская риторика в Казахстане сильно поддерживается трансграничными «неправительственными организациями», такими как Фонд Сороса, поддерживающими здесь массу программ. В последние годы это привело к настоящему буму НКО: их стало в десять раз больше – с 2 тысяч до 22 тысяч за 15 лет. Министр Калетаев озвучил шокирующую статистику: из всех НКО, получающих зарубежное финансирование, 70% получают средства именно из США. Сейчас в стране оперирует почти 160 различных иностранных фондов и организаций.
Помимо НПО, которые влияют на выборы, в госструктурах есть люди, которые занимаются продвижением западных интересов. Ещё в 2022 году местный общественный деятель Айнур Курманов рассказывал про экс-министра информации и общественного развития республики идейного русофоба Аскара Умарова, имеющего в своём распоряжении «фермы ботов», на государственные деньги создающие необходимый общественный фон и широко задействованные в русофобских кампаниях в СМИ и соцсетях».
В 2023 году партнёрами в Казахстане, западными странами, было выделено 50 млн долларов на борьбу «с российской пропагандой и колониальным прошлым». И буквально сразу же интернет заполонили фейки. Например, в мессенджере распространяли реплику бывшего первого секретаря ЦК Казахстана (1986-1989 гг.) Геннадия Колбина, якобы называвшего несбыточной мечту жителей страны сделать казахский язык государственным. Или ещё: якобы балерина Майя Плисецкая говорила про казахов: «собачья преданность русским», отмечая «обезьянье старание говорить на русском языке без акцента», называя это «отвратительным, жалким предательством».
Нагнетание русофобской истерии в странах Центральной Азии очень чётко ложится на парадигму «свой – чужой». С упорством, достойным лучшего применения, ищется образ врага для того, чтобы отвлечь внимание от своих проблем внутри стран. Надо ли говорить, что ни к чему хорошему подобная деструктивная деятельность привести не может…